Содержание
Введение
1. Общее описание конструкции
1.1. Cведения об опорах ГТД
1.2. Условия работы и особенности конструкции подшипников ГТД
1.3. Конструкция опоры вентилятора двигателя пс-90а
2. Анализ технологичности процесса сборки
3. Виды дефектов
4. Методы диагностирования, применяемые для обнаружения неисправностей
4.1 Методы неразрушающего контроля
4.2 Трибодиагностика
4.3 Инструментальные методы контроля
4.4 Вибродиагностика опоры
5. Средства диагностирования, используемые для данных методов
5.1. Мнк
5.2. Трибодиагностика
5.3. Инструментальные методы
5.4. Вибродиагностика
6. Технология ремонта детали узла
Выводы
Литература
Состав чертежей
- Чертеж сборочной единицы — опора вентилятора с валом, модуль — 2 листа (формат 2хА2)
- Ремонтный чертеж фланца лабиринта (формат А3)
Описание
В представленной работе было выполнено дипломное проектирование опоры вентилятора двигателя ПС-90А. Двигатель ПС-90А (ПС – Павел Соловьев) относится к классу турбовентиляторных двигателей, является одним из важных достижений российской авиационной промышленности девяностых годов. Он позволил почти вдвое повысить экономичность самолетов нового поколения и одновременно обеспечить их соответствие мировым нормам по экологии.
Устанавливается на:
- самолет Ил-96-300ПУ Президента РФ;
- дальнемагистральный самолет для пассажирских перевозок Ил-96-300;
- среднемагистральные самолеты для пассажирских и грузовых перевозок Ту-204, Ту-214 и их модификации.
В проекте дано общее описание конструкции, представлены основные сведения об опорах ГТД, условия работы и особенности конструкции подшипников ГТД, а также конструкция опоры вентилятора двигателя ПС-90А.
Опора вентилятора с валом консольная из титанового сплава крепится задним фланцем к разделительному корпусу. Внутри опоры вентилятора расположены: вал вентилятора 2, шарикоподшипник 3, труба 4 и коллектор подвода воздуха, детали лабиринтного уплотнения шарикового подшипника 6, 7, 8 и трубки 10 подвода масла к шарикоподшипнику с двумя жиклерами 11.
Опора шарикоподшипника ротора низкого давления расположена в «холодной» зоне и не требует специальных мероприятий по обеспечению теплового режима. На этой опоре происходит передача осевого усилия с ротора низкого давления на корпус. В ней установлен радиально-упорный подшипник 3. На внутреннем кольце подшипника выполнен технологический бурт для съема подшипника при разборке. Наружное кольцо подшипника установлено в корпус 1. Внутреннее разъемное кольцо подшипника установлено на валу 2ротора. Подача масла на шарикоподшипник осуществляется через форсунку 11 во внутреннюю коническую полость резьбовой втулки 5, которая одновременно является индуктором для трех датчиков частоты вращения ДЧВ-2500 ротора вентилятора. Датчики закреплены на опоре вентилятора в стаканах. Под действием центробежных сил во внутренней конической полости втулки создается масляная ванна, откуда масло по пазам в вале ротора поступает под внутреннее кольцо подшипника и через отверстия в кольце – на тела качения. Уплотнения масляной полости осуществляется лабиринтами 7 и 8, причем на лабиринте выполнен маслоотбойный буртик. Для наддува лабиринтов используется воздух из противообледенительной системы двигателя.
Проведен анализ технологичности сборки опоры вентилятора. Определены коэффициенты сборности, применяемости унифицированных деталей в изделии и типовых технологических процессов. Составлена схема сборки опоры вентилятора.
Так как подшипники являются наиболее ответственными элементами опор ГТД – именно в них происходит непосредственный силовой контакт между ротором и статором двигателя, то основная часть дефектов опоры вентилятора встречается именно в них. Рассмотрены основные виды дефектов, их причины и способы устранения.
Так как подшипники являются наиболее ответственными элементами опор ГТД – именно в них происходит непосредственный силовой контакт между ротором и статором двигателя, то основная часть дефектов опоры вентилятора встречается именно в них. Ниже приведена таблица с основными дефектами подшипника опоры с описанием причины и способа устранения.
Наименование
дефекта |
Причина дефекта | Способ устранения дефекта |
Намятины и риски | Попадание с маслом в подшипники стружки и абразивных частиц, оставшихся в полостях при изготовлении деталей и узлов трения | Ужесточение контроля за чистотой деталей и узлов, поступающих на сборку. Исключение застойных зон в деталях маслосистемы, из которых невозможно удалить загрязнения. Исключение попадания абразивных частиц в маслосистему на участках сборки. |
Попадание продуктов приработки лабиринтных уплотнений, поступающих с прорывающимся через уплотнения воздухом в подшипники | Применение покрытий, исключающих образование абразивных частиц. Внедрение конструкции уплотнений опор, обеспечивающей защиту подшипников от попадания в них загрязнений, поступающих с прорывающийся через уплотнения воздухом. Обеспечение чистоты надувающего воздуха. | |
Прорыв масляной пленки | Температура деталей подшипников при работе превышает максимально-допустимую рабочую температуру масла | Применение масел, имеющих более высокую рабочую температуру.
Снижение температуры деталей подшипников. Применение теплообменников, снижающих температуру масла и надувающего воздуха. |
Повышенные контактные напряжения | Работа подшипника с нагрузкой, превышающей расчетную.
Выборка зазора в подшипнике при работе |
Стабилизация действующей на подшипник нагрузки.
Применение подшипника с оптимальным зазором, исключающим работу подшипника с натягом. |
Дефекты материала подшипников | Наличие в материале подшипников неметаллических включений | Применение подшипников из сталей электрошлакового и вакуумного переплава. |
Прижоги на деталях подшипников при шлифовании | Соблюдение технологии изготовления подшипников. Внедрение неразрушающих видов контроля для выявления повышенных остаточных напряжений. | |
Разрыв сепаратора | Работа подшипника с перекосом | Устранение перекоса при работе подшипника. |
Фреттинг-коррозия | Потеря посадочного натяга на валу, проворачивание подшипника в корпусе вследствие неправильно выбранной посадки подшипника, либо ослабление затяжки гайки. | Снижение температуры деталей подшипников. Оптимизация подачи масла. Применение подшипников из теплостойкой стали. |
Потеря посадочного натяга на валу, проворачивание подшипника в корпусе, вследствие увеличения размеров подшипников при работе с температурой, превышающей рабочую. | Увеличение посадочного натяга.
Увеличение момента затяжки гайки. |
|
Износ подшипников | Работа подшипников на загрязненном масле | Применение в маслосистеме фильтров более тонкой очистки |
Работа подшипников с проскальзыванием | См. прижоги при проскальзывании | |
Коррозия | Несоблюдение правил хранения и консервации | Соблюдение правил хранения и консервации |
Описаны методы диагностирования, применяемые для обнаружения неисправностей. Рассмотрены средства диагностирования, используемые для данных методов: МНК, Трибодиагностика, Инструментальные методы, Вибродиагностика.
Описана последовательность технологии ремонта детали фланец лабиринта.
Технология ремонта данной детали выполняется в следующей последовательности:
- Зачистка на полировальной бабке поверхности К;
- Зачистка детали от рисок и забоин на верстаке;
- Промывка детали;
- Дефектация методом ЦМ-15;
- Удаление покрытия НП-15;
- Промывка детали раствором П-5;
- Контроль размеров;
- Точение на токарно-винторезном станке поверхности Д;
- Напыление покрытия плазменного;
- Точение поверхности К, удаление неровностей покрытия;
- Слесарная обработка торца, удаление наплывов плазменного покрытия;
- Точение гребешков лабиринта и наружного диаметра фланца лабиринта;
- Промывка детали;
- Окончательный контроль;
- Упаковка для транспортировки в сборочный цех.
В результате квалификационной работы:
- подробно изучена конструкция данного узла – опоры вентилятора с валом;
- изучена технология сборки узла и проведен анализ технологичности конструкции;
- изучены основные виды дефектов и причины их возникновения при эксплуатации;
- изучены методы диагностирования применяемых для определения неисправностей двигателя;
- изучены средства диагностирования для применяемых методов;
- изучена технология ремонта детали сборочного узла – фланца лабиринта.
В графической части дипломного проекта были представлены чертежи опоры вентилятора с валом и фланца лабиринта, составлена спецификация на 5 листах.
Дополнительные материалы:
компьютерная презентация в PowerPoint, Комплект документов технологического процесса сборки: Карта эскизов документы в word: ведомость вспомогательных материалов 1 лист, ведомость оснастки 4 листа, карта эскизов 2 листа, комплектовочная карта 11 листов, операционная карта 2 листа, титульный лист для комплекта документов 1 лист, маршрутная карта 8 листов