Содержание
1. Анализ существующих конструкций рулевого управления
2. Выбор и обоснование конструкции рулевого управления
3. Тяговый расчет
3.1. Технические характеристики автомобиля Газель-бизнес
3.2. Крутящий момент, прилагаемый водителем к рулевому колесу, необходимый для включения усилителя
3.3. Максимальный момент сопротивления повороту
3.4. Выбор насосного агрегата и электрооборудования
4.Конструкторская часть
4.1.Расчет рулевого колеса
4.2. Расчет рулевого вала
4.3.Расчет карданной передачи
4.4. Расчёт рулевого механизма
5. Технологическая часть
5.1 Анализ конструкции и технологичности детали
5.2 Выбор и обоснование способа получения заготовки
5.3 Выбор и обоснование баз
5.4 Выбор методов обработки и разработка плана операций
5.5 Назначение режимов резания
5.6 Нормирование технологического процесса
6. Экономическая часть
6.1. Введение
6.2. Расчет суммы затрат на проектирование и сборку
6.3. Расчет эффективности
7. Безопасность жизнедеятельности
7.1 Введение
7.2 Безопасность труда
7.3 Чрезвычайные ситуации
7.4 Выводы
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А — Спецификации к чертежам
ПРИЛОЖЕНИЕ Б — Комплект технологической документации..
Состав чертежей
- Чертёж детали вал рулевой (формат А1)
- Деталь вилка карданной передачи (формат А1)
- Общий вид автомобиля Газель-Бизнес (формат А1)
- Чертёж колонки рулевой (формат А1)
- Сборочный чертеж передачи карданной (формат А1)
- Чертёж узла рулевого управления (формат А1)
- Чертёж узла рулевого управления (продолжение) (формат А1)
- Чертёж узла рулевого управления (формат А1)
- Чертёж узла рулевого управления (продолжение) (формат А1)
- Чертёж сборочный 2 лист (формат А1)
Описание
В дипломной работе произведен анализ совершенствования рулевого управления машины Газель-Бизнес с целью повышения свойств управляемости. Проведен выбор и обоснование конструкции рулевого управления, а также проанализированы существующие конструкции рулевого управления.
Произведен тяговый расчет, а именно рассмотрены технические характеристики автомобиля Газель-Бизнес; крутящий момент, прилагаемый водителем к рулевому колесу, необходимый для включения усилителя; максимальный момент сопротивления повороту, а также выбран насосный агрегат и электрооборудование.
В конструкторской части произведены расчеты рулевого колеса, рулевого вала, карданной передачи и рулевого механизма.
В технологической части произведен анализ конструкции и технологичности детали. Выбраны и обоснованы способы получения заготовки, базы, а также методы обработки и разработки плана операций. Назначены режимы резания, приведено нормирование технологического процесса.
В экономической части рассчитаны суммы затрат на проектирование и сборку и эффективность данного проекта.
Рассмотрена безопасность жизнедеятельности, а именно: безопасность труда, в том числе характеристика рабочего места (рассмотрены физически опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте, оборудование, оснащающее рабочее место, приведена характеристика рабочего помещения), оптимальные величины показателей микроклимата в помещении, вредные вещества, производственное освещение, вибрация, техника безопасности производственного процесса сборки рулевого управления автомобиля Газель-Бизнес, электробезопасность; и чрезвычайные ситуации, а также сделаны выводы по безопасности жизнедеятельности.
Итак, в результате дипломного проектирования разработано рулевое управление с переменной зависимостью требуемого крутящего момента на рулевом колесе от скорости движения автомобиля и от угла поворота рулевого колеса. Максимальный крутящий момент достигается при максимальной скорости автомобиля, равной 130 км/ч, и при нахождении рулевого колеса в нейтральном положении. Он составляет 33,5 Н м. Минимальный крутящий момент достигается при неподвижном автомобиле и при нахождении рулевого колеса в крайнем положении. Он составляет 20 Нм. При сравнении полученной зависимости с зависимостью базового рулевого управления автомобиля Газель – Бизнес можно заключить, что в ходе дипломного проектирования были повышены безопасность и комфорт рулевого управления.
Прочностной расчет деталей рулевого управления показал, что все детали имеют достаточную прочность.
Экономический расчет показал, что разработанное рулевое управление имеет достаточную экономическую эффективность, так как рентабельность разработки составила 13%.
Отрывок из дипломной работы:
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
В наше время в автомобилестроении задача обеспечения безопасности и комфорта приобретает первостепенное значение. В данном проекте приведён пример решения этой задачи, заключающийся в совершенствовании рулевого управления автомобиля Газель — бизнес, выпускаемого российским производителем коммерческого транспорта «Группа ГАЗ», с целью повышения свойств управляемости, так как управляемость автомобиля непосредственно влияет на его комфорт и безопасность. Такое свойство управляемости как легкость управления является одним из самых значимых в этом отношении. Оно характеризуется таким показателем как усилие на рулевом колесе. Движению автомобиля с малой скоростью свойственны большие углы поворота рулевого колеса, что заставляет водителя прилагать большие усилия. Учитывая это, требуется уменьшение усилия на рулевом колесе на малых скоростях, что повысит легкость управления, и как следствие, повысит комфорт управления. При движении автомобиля с высокой скоростью требуется увеличение усилия на рулевом колесе для ощущения водителем изменения момента сопротивления повороту управляемых колес. Это повысит безопасность движения.
В связи с вышесказанным совершенствование рулевого управления будет заключаться в применении на автомобиле электрогидроусилителя. Его главное преимущество перед гидроусилителем, используемым на автомобиле Газель — Бизнес, заключается в том, что с помощью электронной системы управления усилие на рулевом колесе будет изменяться в соответствии с требуемой характеристикой в зависимости от скорости автомобиля и угла поворота управляемых колес. Так же преимуществами электрогидроусилителя являются:
- Высокая экономичность (при нахождении рулевого колеса в нейтральном положении электрогидропривод не потребляет энергию);
- Минимальные изменения в конструкции совершенствуемого рулевого управления.
Единственным недостатком электрогидропривода является высокая стоимость.
ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ
Тяговый расчет состоит из следующих подразделов:
- Технические характеристики автомобиля Газель – Бизнес;
- Расчет момента, который необходимо приложить водителю к рулевому колесу для включения усилителя;
- Расчет максимального момента сопротивления повороту управляемых колес;
- Выбор насосного агрегата и электрооборудования для усилителя;
- Составление структурной схемы механической части усилителя;
- Составление структурной схемы электрической части усилителя;
- Составление структурной схемы гидравлической части усилителя.
- Технические характеристики автомобиля Газель – Бизнес
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Максимальная скорость автомобиля |
|
База автомобиля | |
Колея автомобиля | |
Высота центра масс автомобиля | |
Вес автомобиля, приходящийся на управляемые колеса Н | |
Полный вес автомобиля | |
Средний путевой расход топлива | |
Вместимость |
В соответствии с классификацией автотранспортных средств, разработанной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), автомобиль Газель – бизнес относится к категории ……
Конструкция и принцип работы рулевого управления
Конструкция рулевого управления автомобиля Бизнес — Газель представлена на рисунке 3.1.2.1.
Рисунок 3.1.2.1 –Рулевое управление Газель — Бизнес
1-рулевое колесо; 2- рулевая колонка; 3- карданный вал рулевого управления; 4- уплотнитель вала; 5- нагнетательная магистраль гидроусилителя; 6- сливная магистраль гидроусилителя; 7- рулевой механизм со встроенными распределителем и гидроцилиндром усилителя; 8- бак для жидкости гидроусилителя; 9- трубопровод возврата жидкости из силового цилиндра в бак; 10- насос гидроусилителя.
Принцип работы механической части рулевого управления представлен в п. 1.1.2.
Принцип работы гидравлической части (гидроусилителя) следующий. Насос гидроусилителя 10 приводится в движение от коленчатого вала двигателя с помощью ременной передачи. При увеличении скорости автомобиля частота вращения коленчатого вала увеличивается. Пропорционально ей увеличивается давление в гидроцилиндре, встроенном в рулевой механизм 7. Соответственно, увеличивается нагрузка, компенсирующая часть момента сопротивления повороту управляемых колес. При повороте рулевого колеса 1 открывается проходное сечение в распределителе, встроенном в рулевой механизм 7. Чем больше угол поворота рулевого колеса, тем больше площадь проходного сечения. При увеличении площади проходного сечения возрастает давление в гидроцилиндре и, соответственно, увеличивается нагрузка, компенсирующая часть момента сопротивления повороту управляемых колес.
Характеристики рулевого управления
Рисунок 3.1.3.1 – Зависимость крутящего момента, создаваемого водителем на рулевом колесе Mв, от скорости движения автомобиля Vа
Рисунок 3.1.3.2 – Зависимость крутящего момента, создаваемого водителем на рулевом колесе Mв, от угла поворота управляемых колес
Рисунок 3.1.3.3 – Зависимость крутящего момента, развиваемого усилителем Mу, от скорости движения автомобиля Vа
Рисунок 3.1.3.3 – Зависимость крутящего момента, развиваемого усилителем Mу, от угла поворота управляемых колес
Таблица 3.1.3.1 — Характеристики рулевого управления
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Силовое передаточное число рулевого управления |
|
Кинематическое передаточное число рулевого управления | |
КПД рулевого управления | |
Номинальные углы поворота наружного и внутреннего управляемых колес , | и |
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Номинальный средний угол поворота управляемых колес | |
Угол поворота рулевого колеса из среднего положения в крайнее положение | |
Радиус рулевого колеса | |
Плечо обкатки колеса , м |
|
Радиус качения колеса , м |
|
Угол наклона шкворня в поперечной и продольной плоскостях автомобиля |
|
Объем бачка для рабочей жидкости |
|
Максимальная частота вращения рулевого колеса |
|
Число оборотов рулевого колеса за 1 км пробега | 10 |
Таблица 3.1.4.1 — Характеристики рулевого механизма
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
КПД рулевого механизма | |
КПД пары «винт-гайка» | |
Силовое передаточное число рулевого механизма | |
Кинематическое передаточное число рулевого механизма |
|
Силовое передаточное число пары «винт-гайка» |
|
Кинематическое передаточное число пары «винт-гайка» |
|
Силовое передаточное число пары «гайка-рейка» |
|
Кинематическое передаточное число пары «гайка-рейка» |
|
Расстояние от оси винта до точки контакта винта с шариком |
|
Площадь поршня-рейки2 |
Продолжение таблицы 3.1.4.1
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Ход поршня-рейки |
|
Делительный радиус зубчатого сектора м |
|
Диаметр шарика в паре «винт-гайка» , м |
|
Диаметр канавки винта , м |
|
Число рабочих витков винта , м |
|
Число шариков в одном рабочем витке винта , м |
|
Угол подъема винтовой линии винта |
|
Угол контакта шарика с канавкой в паре «винт-гайка» |
|
Внешний диаметр винта , м |
|
Внутренний диаметр винта , м |
|
Рабочая длина винта , м |
|
Угол главного профиля зубьев передачи «гайка-рейка» α, |
|
Модуль передачи «гайка-рейка» m, м |
|
Условное число зубьев сектора z |
|
Рабочая ширина венца передачи «гайка-рейка» , м |
|
Площадь сечения рейки за вычетом площади вершины зуба |
|
Ширина венца зуба сектора , м |
|
Ширина венца зуба рейки , м |
|
Коэффициенты смещения зубьев сектора и рейки и |
0,6 и -0,6 |
Материал винта – сталь ШХ15, материал шариков – сталь ШХ20СТ.
Таблица 3.1.4.2 — Механические свойства материала гайки и сектора
Марка
стали |
Предел контактной прочности
МПа |
Предел прочности изгиба
МПа |
18ХГТ | 3500 | 1600 |
Таблица 3.1.4.4 — Характеристики подшипников винта
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Динамическая грузоподъемность кН | 5,6 |
Статическая грузоподъемность кН | 2,5 |
Пробег подшипника до капитального ремонта , тыс. км | 200 |
Обозначение подшипника –102 ГОСТ 8338-75.
Таблица 3.1.5.1 — Характеристики аккумуляторной батареи
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Максимальный разрядный ток | |
Напряжение | |
Емкость |
Обозначение аккумуляторной батареи — 6СТ 75А.
Таблица 3.1.6.1 — Характеристики рулевого колеса
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Количество спиц | |
Высота наименьшего сечения каркаса спицы | |
Ширина наименьшего сечения каркаса спицы | |
Наружный диаметр шлиц м | 0,018 |
Внутренний диаметр шлиц м | 0,016 |
Рабочая длина шлиц м | 0,011 |
Количество шлиц | 36 |
Материал каркаса рулевого колеса — Сталь 20 (термообработка — нормализация).
Таблица 3.1.7.1 — Характеристики рулевого вала
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Внешний диаметр трубы м |
Материал рулевого вала — сталь 20 (термообработка — нормализация).
Таблица 3.1.7.2 — Характеристики подшипников рулевого вала
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Динамическая грузоподъемность кН | 6,0 |
Статическая грузоподъемность кН | 4,2 |
Пробег подшипника до капитального ремонта , тыс. км | 200 |
Обозначение подшипника – 1000805 ГОСТ 8338-75.
Характеристики карданной передачи
Таблица 3.1.8.1 — Характеристики карданного вала
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Внешний диаметр трубы м | |
Внутренний диаметр трубы м |
Материал карданного вала — сталь Х20 (термообработка — нормализация).
Таблица 3.1.8.2 — Характеристики карданного шарнира
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Высота крестовины карданного шарнира м | |
Внешний диаметр шипа крестовины карданного шарнира м | |
Внутренний диаметр шипа крестовины карданного шарнира | |
Расстояние между точками приложения силы в карданном шарнире | |
Высота вилки карданного шарнира м | |
Расстояние между внутренними краями ушек вилки карданного шарнира м | |
Диаметр отверстия ушек вилки карданного шарнира м | |
Расстояние от оси вращения ушек вилки карданного шарнира до трубы м | |
Ширина опасного сечения вилки карданного шарнира м | |
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Продолжение таблицы 3.1.8.2
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Длина опасного сечения вилки карданного шарнира м | |
Расстояние от точки приложения силы в карданном шарнире до плоскости опасного сечения крестовины карданного шарнира м |
|
Размеры вилки карданного шарнира | |
Угол между осями валов, соединяемых карданным шарниром | |
Число оборотов карданного шарнира за 1 км пробега | 10 |
Материал крестовины карданного шарнира — сталь Х20 (термообработка — нормализация). Материал вилки карданного шарнира — Сталь 20 (термообработка — нормализация).
Таблица 3.1.8.3 — Характеристики подшипников карданного шарнира
Характеристика, обозначение и единицы измерения | Значение |
Динамическая грузоподъемность кН | 17,6 |
Статическая грузоподъемность кН | 10,3 |
Число игл | 29 |
Пробег подшипника до капитального ремонта , тыс. км | 200 |
Обозначение подшипников – 121607 ГОСТ 4060-78 СК.
Крутящий момент, прилагаемый водителем к рулевому колесу, необходимый для включения усилителя Нм
где усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу, необходимое для включения усилителя.
выбирается из диапазона 20…50 Н в соответствии с той категорией водителей, у которой модернизируемый автомобиль пользуется спросом, и в соответствии с условиями эксплуатации. Водителями автомобиля Газель – Бизнес преимущественно являются мужчины. Эксплуатация автомобиля происходит на дорогах с асфальтобетонным покрытием. В связи с этим выбираем: ………………….
……………….Марка и технические характеристики насосного агрегата
В соответствии с требуемыми параметрами гидросистемы, источника питания, а так же в соответствии требуемыми характеристиками и , приведенными на рисунках 3.4.8.1 и 3.4.8.2, выбираем насосный агрегат V119, выпускаемый фирмой TRW-Lenksysteme. Данный насосный агрегат используется в электрогидроусилителе рулевого управления автомобиля Ford Focus II (номер по каталогу № JER155).
Таблица 3.4.11.1 – Технические характеристики насосного агрегата V119
Характеристика | Единица измерения | Значение |
Номинальная объемная подача насоса | м3/мин | 0,012 |
Номинальное давление насоса | МПа | 12,5 |
Диапазон частоты вращения | об/мин | 600…1800 |
Номинальная мощность насоса | кВт | 1,0 |
Номинальная мощность электродвигателя | кВт | 1,1 |
Масса | кг | 12 |
КПД | — | 0,76 |
Максимальное напряжение питания | В | 13,5 |
Максимальный ток разряда | А | 115 |
Элементы электрооборудования и их характеристики. Электрооборудование должно включать в себя следующие элементы:
- Датчик скорости автомобиля;
- Датчик угла поворота рулевого колеса;
- Кабель питания.
Выбираем элементы электрооборудования, используемые в электрогидроусилителе рулевого управления автомобиля Ford Focus II совместно с выбранным ранее насосным агрегатом V119, выпускаемые фирмой TRW-Lenksysteme.
Таблица 3.4.12.1 – Элементы электрооборудования
Элемент | Характеристика |
Датчик скорости автомобиля | Датчик имеет принцип датчика Холла и устанавливается на место датчика скорости автомобиля Газель — Бизнес |
Датчик угла поворота рулевого колеса | Датчик имеет принцип датчика Холла и устанавливается на входной вал редуктора рулевого механизма |
Контрольная лампа | Представляет собой светодиод и сигнализирует о наличии неисправностей в электросистеме |
Предохранители | Предохранители являются плавкими |
Кабели и шины | По средствам кабелей питание от источника поступает к потребителям, а шины передают сигналы между датчиками и блоком управления |
Определение затрат на проектирование и изготовление разработки
Определение затрат на проектирование нового оборудования проведем по методу на основе объёма работ в натуральных единицах (чертежах) и нормативной трудоёмкости выполнения единицы работ:
где i=1…m – виды проектно-конструкторских работ при разработке комплекта чертежей на оборудование (деталировка, узловое проектирование, разработка сборочных чертежей и общих видов);
Лi – количество листов проектно-конструкторской документации по каждому виду работ в комплекте чертежей на оборудование (в пересчёте на лист форматом 24);
Тi – нормированная трудоёмкость разработки единого приведённого листа чертежей по i-му виду работ, чел.-ч/лист или нормо-ч/лист (примерная трудоёмкость разработки листа форматом 24: деталировочные чертежи 4-6 чел.-ч; узловые чертежи 10-14 чел.-ч; общие виды 16-24 чел.-ч);
– средняя стоимость человека-часа проектно-конструкторских работ с учётом накладных расходов (проведение расчетных, экспериментальных и других работ).
Форматы, на которых выполняются чертежи деталировки сведены в таблицу 6.2.1.
Таблица 6.2.1 – Количество листов при деталировке
Наименование детали | Количество | Формат | В формате А1 |
Рулевое колесо | 1 | А2 | 0,5 |
Рулевой вал | 1 | А2 | 0,5 |
Карданный шарнир | 2 | А3 | 0,5 |
Карданный вал | 1 | А2 | 0,5 |
Кронштейн рулевой колонки | 1 | А2 | 0,5 |
Продолжение таблицы 6.2.1
Наименование детали | Количество | Формат | В формате А1 |
Корпус рулевого механизма (РМ) | 2 | А1 | 1 |
Винт РМ | 1 | А3 | 0,25 |
Выходной вал РМ | 2 | А2 | 1 |
Рулевые тяги | 4 | А2 | 2 |
Рулевая сошка | 1 | А3 | 0,25 |
Проведем расчет затрат на проектирование управления. Расчет сведем в таблицу 6.2.2.
Таблица 6.2.2 — Расчет затрат на проектирование и изготовление коробки передач и раздаточной коробки
Л, | Т,чел-ч | ,руб/чел-ч | Зпр, руб | |
Деталировка | 8 | 5 | 140 | 5600 |
Узловое проектирование | 2 | 12 | 200 | 4800 |
Разработка сборочных чертежей | 6 | 14 | 180 | 15120 |
Разработка общих видов | 1 | 16 | 150 | 2400 |
Итого | 17 | 47 | 670 | 27920 |
Затраты на реализацию проектного варианта рулевого управления рассчитываются по формуле:
где затраты на закупку комплектующих изделий, руб;
заработная плата производственным рабочим с учетом единого социального налога, руб;
затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, руб;
общецеховые затраты, руб;
общезаводские затраты, руб.
Затраты на комплектующие изделия определяются по потребности в них и соответствующим средними рыночными ценам:
где – потребность в i-м виде комплектующих изделий на изготовление оборудования, шт. (комплекты);
– средняя рыночная цена i-го вида комплектующих изделий, руб/ шт.
Расчет затрат на комплектующие изделия сведем в таблицу 6.2.3.
Таблица 6.2.3 –Затрат на комплектующие изделия
№ п/п | Наименование и тип комплектующих изделий | Количество, шт. | Цена за единицу, руб. | Сумма затрат, руб. | |
1 | Болт М4-10 ГОСТ 1491-70 | 2 | 5 | 10 | |
2 | Болт М2-8 ГОСТ 1491-70 | 2 | 5 | 10 | |
3 | Шайба 4 ГОСТ 6402-70 | 2 | 3 | 6 | |
4 | Гайка М4 ГОСТ 5915-70 | 2 | 3 | 6 | |
5 | Шуруп М4х23 ГОСТ 1144-80 | 2 | 5 | 10 | |
6 | Штифт 11х54 ГОСТ 9465-79 | 2 | 5 | 10 | |
7 | Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75 | 2 | 3 | 6 | |
8 | Шайба 8 ОСТ 37.001.144-96 | 2 | 3 | 6 | |
9 | Хомут 3-12 ГОСТ 28191-89 | 2 | 10 | 20 | |
10 | Шайба 2 ГОСТ 9649-78 | 4 | 3 | 12 | |
11 | Гайка М2 ГОСТ 5929-70 | 2 | 3 | 6 | |
12 | Шайба 10 ГОСТ 9649-78 | 2 | 3 | 6 | |
13 | Кольцо уплотнительное 015-018-19 ГОСТ 9833-73 | 2 | 10 | 20 | |
14 | Болт-штуцер | 2 | 20 | 40 | |
15 | Насосный агрегат TRW для усилителя | 1 | 22100 | 22100 | |
16 | Датчик угла поворота рулевого колеса | 1 | 1600 | 1600 | |
17 | Датчик скорости автомобиля | 1 | 1750 | 1750 | |
18 | Блок кабеля питания | 1 | 700 | 700 | |
19 | ИТОГО | 26318 |
Затраты на заработную плату с единым социальным налогом на заработную плату основных производственных рабочих, осуществляющих сборку рулевого управления, определяются на основе общей трудоёмкости изготовления (Tоб), средних часовых тарифных ставок (Стар.ср), коэффициентов, учитывающих дополнительную зарплату (kдоп) и единый социальный налог (kсоц).
Основная тарифная заработная плата производственных рабочих определяется на основе трудоёмкости по видам работ и средней тарифной ставке, соответствующей среднему разряду данного вида работ:
где j=1…m – виды работ.
Сведем расчет основной заработной платы производственных рабочих в таблицу 6.2.4.
Таблица 6.2.4 – Основная заработная плата производственных рабочих
Вид работ | Tоб,чел-ч | Старср, руб/чел-ч | Зот,руб |
Сборочные | 0,44 | 146 | 64,87 |
Итого | 64,87 |
Заработная плата основных производственных рабочих с единым социальным налогом определяется по формуле:
где a– коэффициент, учитывающий приработок рабочих (принять 1,2);
– коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату (kдоп = 1,12);
– коэффициент, учитывающий единый социальный налог (kсоц. = =1,356);
– коэффициент, учитывающий премию за работу по технически обоснованным нормам (kпр=1,2);
kп – поясной коэффициент (для Урала kп = 1,15).
Затраты по содержанию и эксплуатации оборудования, используемого при изготовлении новой техники (Соб), целесообразно считать по нормативной себестоимости одного машино-часа эксплуатации оборудования (данные предприятия):
где Тмаш – трудоёмкость операций на сборочных переделах технологического процесса (машинное время), маш. –ч (принимается Тмаш=0,796 маш.-ч);
Cм-ч – нормативная себестоимость одного машино-часа эксплуатации оборудования, руб. (Cм-ч=350 руб.);
kобс – средний коэффициент обслуживания оборудования (для ремонтно-механических цехов, где изготавливают нестандартное оборудование, производят работы по модернизации, kобс=1);
kв – средний коэффициент выполнения норм (kв = 1,11,25).
Цеховые расходы (Сцех) включают расходы по содержанию цехового персонала и вспомогательных рабочих, занятых на общецеховых работах, расходы на амортизацию, ремонт и содержание цеховых зданий и сооружений и др.
Общезаводские расходы (Сзав) состоят из расходов на содержание заводоуправления, общезаводских хозяйств и служб и др. Цеховые и общезаводские расходы в себестоимости изготовления оборудования определяются в процентном отношении к сумме основной зарплаты производственных рабочих и затрат на содержание и эксплуатацию оборудования. В укрупнённых расчётах можно принять цеховые расходы (kцех) равными 70-100%, общезаводские расходы (kзав) равными 50-80% [13]: Примем kцех=70% и kзав=50% тогда:
Рассчитаем затраты на реализацию проектного варианта по формуле (6.2.1) и сведем в таблицу 6.2.5.
Таблица 6.2.5. – Затраты на изготовление оборудования
Составляющие затрат | Затраты, руб |
Спк | 26318 |
Зоснр | 163,20 |
Соб | 222,88 |
Сцех | 210,50 |
Сзав | 150,40 |
Сизг | 27065,00 |
Расчет эффективности
При выполнении расчета себестоимости учтем все затраты, которые отличают готовую продукцию с новым агрегатом от базовой модели. В упрощенном варианте происходит присоединение одного агрегата к другому, в расчеты включаются лишь затраты на сборку новой конструкции и затраты на проектирование.
Затраты на проектирование надо учесть в доле, приходящейся на единицу оборудования, исходя из предполагаемого объёма выпуска за два года:
где n – количество единиц оборудования, которое предполагают изготовить по данному проекту за два года, начиная с момента начала выпуска (Примем n= 15000).
Цену на новое (модернизированное) оборудование можно установить, используя метод сравнения. Проанализируем цены рулевых управлений различных автомобилей, имеющих технико-эксплутационные характеристики, равные характеристикам проектируемого рулевого управления, и выберем значение , встречающиеся наиболее часто .Это и будет ценой проектируемого агрегата. Выбираем цену рулевого управления автомобиля Fiat Ducato, имеющим аналогичные характеристики безопасности и комфорта, ведь эти характеристики и являются основополагающим фактором покупки этого агрегата. .
Рассчитаем прибыль предприятия по формуле:
Пр=31200-27074,7=4125,3 руб.
Рассчитаем рентабельность производства:
Таким образом, применение проектируемого рулевого управления является экономически эффективным………………….