Содержание
Введение
1 Анализ и обзор существующих конструкций
2 Описание устройства и работы
3 Технологический раздел
3.1 Обоснование типа производства
3.2 Расчет количества сборочных единиц и разработка комплектовочной карты
3.3 Обоснование выбранных видов соединений
3.4 Выбор методов обеспечения точности сборки
3.5 Технологические инструкции
3.6 Технологическая схема сборки
3.7 Режим работы участка
3.8 Расчет годовых фондов времени
3.9 Усовершенствование технологического процесса
3.10 Трудоемкость сборки на базовом предприятии
3.11 Выбор организационной формы сборки
3.12 Определение содержания, состава и последовательности сборки
3.13 Определение норм времени
3.14 Определение годового объема работ
3.15 Определение числа основных рабочих
3.16 Расчет и выбор необходимого числа подъемно-транспортного, технологического оборудования и организационной оснастки
3.17 Выбор технологической оснастки
3.18 Расчет площади участка
3.19 Технологическая документация
3.20 Разработка планировки участка сборки
4 Реальная часть
5 Экономический раздел
5.1 Расчёт карданного вала
5.2 Расчёт карданной передачи
6 Охрана труда и окружающей среды
7 Энергосбережение
8 Ресурсосбережение
Выводы
Литература
Приложение
Состав чертежей
- Чертеж сборочный вал карданный (формат А1)
- Чертеж сборочный передача карданная (формат А1)
- Технологическая планировка
- Схема сборки
- Технико-нормировочная карта вал
- Технико-нормировочная карта вал 2
- Технико-нормировочная карта вал 3
- Технико-нормировочная карта передача
- Технико-нормировочная карта передача 2
Описание
В дипломной работе была выполнена разработка дипломного проекта усовершенствования технологического процесса сборки карданной передачи с выполнение реальной части по дисциплине: «Обработка резанием, металлорежущие станки и инструмент».
Карданная передача служит для передачи крутящего момента между валами, оси которых не соосны или находятся под углом, причём взаимное расположение которых может меняться в процессе движения.
В зависимости от типа, компоновки и конструкции автомобиля карданная передача может передавать крутящий момент:
— от коробки передач к раздаточной коробке или к главной передаче ведущего моста;
— от раздаточной коробки к главным передачам ведущих мостов;
— между главными передачами среднего и заднего ведущих мостов;
— от полуосей к передним ведущим и управляемым колесам;
— от главной передачи к ведущим колесам с независимой подвеской;
— также может применяться в приводе от коробки отбора мощности к вспомогательным механизмам и для связи рулевого колеса с рулевым механизмом.
Проведен анализ и обзору существующих конструкций. Рассмотрены закрытие и открытие карданной передачи, типы карданных передач и карданные шарниры. Выполнено краткое описание устройства и работы узла, представлены чертежи карданной передачи и карданного вала.
В технологическом разделе дипломного проекта было дано обоснование типа производства и выбранных видов соединений. Выполнен расчет количества сборочных единиц и разработка комплектовочной карты. Осуществлен выбор методов обеспечения точности сборки, составлены технологические инструкции. Подобрано необходимое число подъемно-транспортного, технологического оборудования и организационной оснастки. Определены годовые фонды и нормы времени, годовой объем работ, число основных рабочих, а также рассчитана площадь участка. Разработан технологическая документация и планировка участка сборки карданных валов и карданных передач. Составлены ведомости применяемого на участке сборки оборудования.
Реальной частью дипломного проекта являются презентации «Сила сопротивления резанию», «Частные случаи расположения равнодействующей силы», «Общий вид токарно-винторезного станка и его составные части». Презентации выполнены при помощи программы Autodesk 3ds Max Design 2010. 3ds Max.
Для усовершенствования технологического процесса предлагается следующее:
— изменить способ закрепления игольчатого подшипника. Вместо стопорной пластины установить стопорное кольцо, что упростит конструкцию и сократит время на сборку;
— применить при запрессовке подшипника пресс вместо молотка и выколотки, это сократит время на сборку, повысит качество, так как при запрессовке ударные нагрузки не желательны и приводят к разрушению деталей;
— применить самостопорящиеся гайки. Самостопорящиеся гайки позволяют обойтись без пружинных шайб и обладают лучшими стопорящими качествами.
Усовершенствование позволило снизить штучно-калькуляционное время объема работ.
В экономическом разделе дипломного проекта выполнен расчет карданного вала и карданной передачи. Определены стоимость материалов, размер заработной платы, отчисления в социальные фонды, затраты на топливо и энергию на технологические цели, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, составлена калькуляция затрат.
Рассмотрены общие вопросы охраны окружающей среды, основные требования по охране труда при выполнении работ, электробезопасность, санитарно-гигиенические требования и пожарная безопасность. Описано энергосбережение и ресурсосбережение.
В графической части дипломного проекта были выполнены сборочные чертежи карданного вала и карданной передачи, технологической планировки, схемы сборки и технико-нормировочных карт. Составлены спецификация на 4 листах.
Отрывок из диплома:
Технологический раздел
3.1 Обоснование типа производства Тип производства согласно ГОСТ 3.1108-74 характеризуется коэффициентом закрепления операций за одним рабочим местом или единицей оборудования и определяется по формуле kз.o.=Q/Р р.м. , (1) где Q – число различных технологических операций, выполняемых в течение месяца; Рр.м. – число рабочих мест, на которых выполняются данные операции; Q=150; Рр.м.=4. kз.o.= 150/4 = 37,5 При kз.о.= 37,5 тип производства мелкосерийный. 3.2 Расчет количества сборочных единиц и разработка комплектовочной карты Базовая деталь определяет положение входящих в данную сборочную единицу других сборочных единиц и деталей. Её для сборки обычно устанавливают в сборочное приспособление. Исходя из вышесказанного базовой деталью в вале карданном является вал поз. 1, в передаче карданной – кроншетйн, средний и задний мосты. Сборочными единицами в вале карданном являются: вал поз. 1, вилка скользящяя поз. 2, при установке они не подвергаются разборке, а также крестовина поз.3, так как при её сборке используется селективный метод, в технологии предусмотрены соответствующие разборочные работы для установки крестовины в проушины фланца-вилки и вала. Сборочными единицами в карданной передаче являются: валы поз. 1, 3, 4, опора промежуточная поз. 2, при установке они не подвергаются разборке. Для обеспечения ритмичного и непрерывного выпуска изделий стабильного уровня качества была составлена комплектовочная карта, приведённая в приложении Б. 3.3 Обоснование выбранных видов соединений Таблица1 — Обоснование видов соединений
|
||||||||||||
Продолжение таблицы 1
3.4 Выбор методов обеспечения точности сборки Точность сборки деталей и узлов автомобиля напрямую влияет на качество и надёжность автомобиля при его эксплуатации. Для обеспечения заданных характеристик автомобиля нужно выбрать необходимый метод, обеспечивающий заданную точность при сборке. К методам обеспечения точности сборки относят: сборку с полной, неполной и групповой взаимозаменяемостью, а также сборку с пригонкой и регулированием. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица2 — Выбор методов обеспечения точности сборки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5 Технологические инструкции
Для уменьшения трудоемкости разработок технологических процессов сборки, сокращения сроков технологической подготовки производства (ТПП), сокращения общего количества документов на предприятии необходимо пользоваться технологическими инструкциями (ТИ), которые разрабатываются на наиболее часто повторяющиеся процессы (операции), включающие в себя общие приемы работ. Данная технологическая инструкция разработана для сборки и установки карданного вала. 3.5.1 Оборудование и оснастка
3.5.2 материалы и компоненты -МС-70 ГОСТ 9762-76; -Литол 24 ГОСТ 21150-87. 3.5.3 Сборка карданного вала 1 — транспортирование к месту сборки вала; 2 — сборочно-подготовительные операции; 3 — сборка крестовины и фланца-вилки; 4 — сборка вилки скользящей и вала; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 — контроль операционный;
6 — сборка крестовины с фланцем-вилкой и вилки скользящей, вала; 7 – балансировка; 8 — стопорение болтов; 9 — контроль приемочный. 3.5.3 Установка карданного вала 1 – транспортирование к месту установки; 2 — сборочно-подготовительные операции; 3 – установить опору и закрепить при помощи болтов; 4 – установить необходимые валы и закрепить при помощи болтов; 5 – контроль приёмочный. 3.5.4 Контроль Проверить: 1 — полноту и качество сборки; 2 — качество стопорения болтов усиками пластины стопорной; 3 — радиальное биение трубы карданного вала при базировании по присоединительным поврхностям 1 мм не более; 4 — радиальный зазор в шарнире 0,1 мм не более. Точность допускается проверять по отдельным элементам; 6 — угол качания шарниров в каждую сторону от средней оси не менее 200; 7 — суммарный угловой зазор в поперечной плоскости не более 40′ под действием Мкр=196 Н∙м, приложенного к свободному концу карданного вала при неподвижном втором; 8 — вал должен выдерживать Мкр=14700±10 Н∙м без разрушения деталей; 9 — размер длины карданного вала 1080±20; 10 — вилка скользящая должна перемещаться по шлицам без ощутимого зазора. Осевое усилие в скользящем соединении не более 147 Н, при ослабленной затяжке. Контроль выборочный не менее 10%. 3.6 Технологическая схема сборки Для удобства составления технологического процесса составляется технологическая схема сборки, которая позволяет наглядно показать весь технологический процесс сборки, что обеспечивает лёгкость чтения технологического процесса. Технологическая схема сборки вала карданного и сборки передачи приведена на рисунке 18. 3.7 Режим работы участка Участок сборки работает по пятидневной прерывной рабочей неделе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 18 – Технологическая схема сборки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нерабочие дни – суббота и воскресенье. Рабочих дней в году – 255. Участок работает в две смены. Начало работы для первой смены в 7.00, окончание в 15.30. Перерыв для приема пищи – 30 минут (с 11.30 до 12.00). Начало работы для второй смены 14.30, окончание в 22.50. Перерыв для приема пищи 20 минут (с 19.20 до 19.40). Длительность рабочей смены из расчета работы 40 часов в неделю составляет 8 часов.
3.8 Расчет годовых фондов времени Данный расчёт выполняется по методическим указаниям к курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Технология сборки автомобилей и техническое нормирование». Годовые фонды времени — рабочих, оборудования, рабочих мест определяют, исходя из режима работы участка. Различают два вида годовых фондов времени: номинальный и действительный. Номинальный годовой фонд времени рабочего Фн.р., ч, учитывает полное календарное время работы и определяется по формуле Фн.р.=[365-(104+dп)]·tсм-tск·nп , (2) где 365, 104 — соответственно число дней в году и число выходных дней; dп – количество праздничных дней в году; tсм – средняя продолжительность рабочей смены, ч; tск – сокращение длительности смены в праздничные дни, ч; nп – количество праздников в году; dп=6 дней; tсм=8 ч; tск=1 ч; nп=3 дня. Фн.р. =[365 – (104+6)]∙8 — 1∙3 = 2037 ч Действительный годовой фонд времени Фд.р., ч, учитывает фактически отрабатываемое время рабочим в течение года с учетом отпуска (годового, учебного, по болезни) и потерь по уважительным причинам и определяется по формуле Фд.р.={[365-(104+dп+dо.р.)] )·tсм-tск·nп}·nр , (3) где dо.р. — продолжительность отпуска рабочего, рабочие дни; nр – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени по уважительным причинам; dо.р.=18 дней; nр=0,97. Фд.р.={[365-(104+6+18)] )·8-1·3}·0,97=1836 ч |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номинальный годовой фонд времени работы оборудования Фн.о. , ч, учитывает время, в течение которого оно может работать при заданном режиме работы, и определяется по формуле
Фн.о=.{[365-(104+dп)] )·tсм-tск·nп}·у , (4) где у – количество смен работы; у=2. Фн.о=.{[365-(104+6)] )·8-1·3}·2=4074 ч Действительный годовой фонд времени работы оборудования Фд.о., ч, учитывает неизбежные простои оборудования в профилактическом обслуживании и в ремонтах и представляет собой время, в течение которого оно может быть полностью загружено производственной работой Фд.о.=Фн.о.(1-ηо), (5) где ηо — коэффициент, учитывающий потери времени на выполнение планово-предупредительного ремонта оборудования; ηо=0,03. Фд.о.=4074·(1-0,03)=3951 ч Годовой фонд времени рабочего места Фр.м., ч, определяется временем, в течении которого оно используется, при заданном режиме работы участка по формуле 4 Фр.м={[365-(104+6)] )·8-1·3}·2=4074 ч 3.9 Усовершенствование технологического процесса Для усовершенствования технологического процесса сборки карданного вала предлагается следующее: — изменить способ закрепления игольчатого подшипника. Вместо стопорной пластины установить стопорное кольцо, что упростит конструкцию и сократит время на сборку; — применить при запрессовке подшипника пресс вместо молотка и выколотки, это сократит время на сборку, повысит качество, так как при запрессовке ударные нагрузки не желательны и приводят к разрушению деталей; — применить самостопорящиеся гайки. Самостопорящиеся гайки позволяют обойтись без пружинных шайб и обладают лучшими стопорящими качествами. 3.10 Трудоемкость работ на базовом предприятии Трудоёмкость прямо влияет на годовой объём работ, количество рабочих и оборудования, на экономические показатели. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 — Трудоемкость на базовом предприятии
Трудоемкость сборки для объекта сборки равна где — трудоемкость сборки узла для эталонных условий, чел-ч; — поправочный коэффициент, учитывающий конструктивно-техноло-гические особенности объекта сборки; — поправочный коэффициент, учитывающий величину производственной программы; — поправочный коэффициент, учитывающий разномарочность собираемых объектов; — поправочный коэффициент, учитывающий структуру производственной программы; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
tз к.в.=0,65 чел-ч;
tз к.п.=0,85 чел-ч; tз к.в. усов. =0,56 чел-ч; tз к.п. усов.=0,79 чел-ч; k4=1,0; k1=1,0; k2=1,0; k3=1,0; tк.в. = 0,65·1,0·1,0·1,0·1,0 = 0,65 чел-ч tк.п. = 0,85·1,0·1,0·1,0·1,0 = 0,85 чел-ч tк.в.усов. = 0,56·1,0·1,0·1,0·1,0 = 0,56 чел-ч tк.в.усов. = 0,79·1,0·1,0·1,0·1,0 = 0,79 чел-ч Годовой объем работ , чел-ч , по сборке узлов на данном участке составляет T=tΣ∙N, (7) где tΣ — суммарная трудоемкость сборки объекта, чел-ч; N — годовая производственная программа сборки объекта, ед; N = 120 шт. Тк.в. = 0,65·120 = 78 чел-ч Тк.п. = 0,85·120 = 102 чел-ч Тк.в. усов. = 0,56·120 = 67,2 чел-ч Тк.п. усов. = 0,79·120 = 94,8 чел-ч 3.11 Выбор организационной формы сборки Вопрос о выборе той или иной формы сборки решается после определения требуемого количества рабочих мест Хр.м. Хр.м. = T/(Фр.м.н.∙m) , (8) где — годовой объем работ, чел-ч; Фр.м.н.— годовой номинальный фонд времени рабочего места, ч; — число рабочих, одновременно работающих на одном рабочем месте, чел. Хр.м. к.в. = 78/(4047·1) = 0,01 Хр.м. к.п. = 102/(4047·1) = 0,02 Хр.м. к.в. усов. = 67,2/(4047·1) = 0,01 Хр.м. к.п. усов. = 94,8/(4047·1) = 0,02 |
||||||
Так как число требуемых рабочих мест Хр.м. < 2, то сборка ведётся на стационарных постах
3.12 Определение содержания, состава и последовательности сборки Составленный маршрут оформлен на маршрутной карте технологического процесса сборки. Содержание операций оформлено на операционной карте. Маршрутная, операционная и нормировочная карты приведены в приложении В. 3.13 Определение норм времени Под технически обоснованной нормой времени понимают время, необхо- димое для выполнения заданного объема работы (операции) при определенных организационно-технических условиях и наиболее эффективном использовании всех средств производства. Технически обоснованная норма времени , мин, для единичного произ- водства определяется по формуле Нвр = tоп · [1 + (aп-з + aобсл + aотл)/100] · k2 · k3, (9) где tоп – оперативное время, мин; aп-з, aобсл, aотл – процент от оперативного времени соответственно на подготовительно — заключительное время, время обслуживания рабочего места, время на отдых и личные потребности, %; k1 – коэффициент, учитывающий число приемов, комплексов приемов, выполняемых одним рабочим; k3 – коэффициент, учитывающий условия выполнения работ k2 = 1; k3 = 1. Таблица 4 – Нормы времени
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 4
3.14 Определение годового объема работ Для сборочных участков годовой объем работ Т, чел-ч равен T = t · N, (10) где t – трудоемкость сборки объекта, чел-ч; N – годовая производственная программа выпуска данного объекта сборки, ед. Таблица 5 – Расчет годового объема работ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 5
3.15 Определение числа основных рабочих Для выполнения планов расстановки оборудования следует знать численность работающих на участке сборки. Численность всех групп работающих на участке определяется расчетным путем. Списочное mсп, чел, и явочное mяв, чел, количество производственных рабочих определяется по формулам mсп = ( Т / Фд.р )·kп; (11) mяв = ( Т / Фн.р )·kп, (12) где — годовой объем работ, чел-ч; — годовой фонд времени рабочего соответственно действительный и номинальный; — коэффициент, учитывающий перевыполнение рабочими норм выработки; kп=0,95 mсп = ( 102/1836 )·0,95= 0,05 чел Принимаем mсп = 1 чел mяв = ( 102/ 2037 )·0,95 = 0,05 чел Принимаем mяв = 1 чел Догружаем рабочего другими видами работ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.16 Расчет и выбор необходимого числа подъемно-транспортного, технологического оборудования и организационной оснастки
Расчет необходимого количества технологического оборудования по трудоемкости для конкретного вида сборочных работ Хо , шт Хо=Ti / Фд.о. , (13) где Ti — годовой объём конкретной работы, чел-ч; Фд.о. — действительный годовой фонд времени оборудования, ч. Хо=54,84/3951=0,01 шт Принимаем Хо=1 шт. Догружаем оборудование другими видами работ. Количество потребных в пролете кранов Хкр определяют по формуле где tкр — среднее время одной крановой операции, мин; nкр — количество крановых операций за смену; tсм — продолжительность смены,ч; kкр — коэффициент использования крана; tкр = 5,01 мин; nкр = 1,41; kкр = 0,95. Принимаем Ххр = 1 шт. Догружаем кран другими видами работ. Таблица 6 – Ведомость технологического оборудования
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 6
Таблица 8 – Ведомость организационной оснастки
3.17 Выбор технологической оснастки К технологической оснастке относятся: сборочные приспособления, слесарный, режущий и вспомогательный инструменты и средства контроля. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 9 — Ведомость приспособлений и вспомогательного инструмента
Таблица 10 — Ведомость материалов
Таблица 11 — Инструмент для ручных работ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 11
Таблица 12 – Ведомость измерительного инструмента 3.18 Расчёт площади участка Площадь участка Fуч, м2, определяется по формуле: Fуч = fоб · kп , (15) где fоб – площадь, занимаемая напольным оборудованием, м2; kп — коэффициент, учитывающий плотность расстановки оборудования на участке; kп = 3. Fуч к.в. = 5,7 · 3= 17,1 м2 Fуч к.п. = 26,26 · 3 = 78,78 м2 Отступление принятой площади участка сборки от расчетной Δ, м2, определяется по формуле: Δ = [(Fф – Fр)/ Fф] · 100%, (16) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
где Fф – фактическая площадь участка;
Fр – расчетная площадь участка; Fф к.в. = 16,8м2; Fф к.п. = 66,5 м2; Δк.в. = [(16,8 – 17,1)/ 16,8] · 100% = -1,7% Отступление Δк.в. = -1,7%, что приемлемо для помещений площадью меньше 100 м2. Δк.п. = [(66,5– 78,78)/ 66,5] · 100% = -18% Отступление Δк.в. = -18%, что приемлемо для помещений площадью меньше 100 м2. 3.19 Технологическая документация При дипломном проектировании составлена следущая документация: — комплектовочная карта, приведена в приложении Б; — технологическая схема сборки, приведена на рисунке 18; — маршрутная, операционная и нормировочная карты, приведены в приложении В; — планировка участка сборки карданного вала, приведена на рисунке 19, планировка участка сборки карданной передачи, приведена на рисунке 20. 3.20 Разработка планировки участка сборки Планировка участка сборки карданных валов представлена на рисунке 19. Таблица 13 — Ведомость применяемого на участке сборки оборудования
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 — стол сборочный однотумбовый; 2 — Балансировочный станок; 3 — пресс;
4,5 — тара; 6 — стеллаж универсальный; 7 — кран подвесной Рисунок 19 — Планировка участка сборки карданных валов Планировка участка сборки карданных передач представлена на рисунке 20. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 — стол сборочный однотумбовый; 2 — конвейер сборочный; 3 — кран подвесной;
4- тара Рисунок 20 — Планировка участка сборки карданных передач Таблица 14 — Ведомость применяемого на участке сборки оборудования
|