Описание
Целью дипломной работы является разработка газового двигателя для работы на биогазе 8ГЧН21/21 мощностью 1000 кВт, предназначенного для привода электрогенератора.
В работе исследуются проблемы работы пары клапан-седло и методы для их устранения. Произведены расчеты поршня, поршневого кольца, шатуна. Произведен тепловой расчет, расчет динамики. Содержатся разделы по вопросам безопасности и экономики. Разработан технологический процесс. Представлены соответствующие чертежи, рисунки и таблицы. Разработана спецификация к сборочному чертежу.
В результате был спроектирован газовый двигатель на базе дизельного двигателя 8ДМ21/21. Исследованы проблемы работы пары клапан-седло и методы для их устранения. Разработан сборочный чертеж седла клапана выпуска.
Введение
Целью данной работы является разработать восьмицилиндровый газопоршневой двигатель с V-образным расположением цилиндров, в соответствии с заданием на проектирование и имеющимся прототипом. Прототипом является восьмицилиндровый дизель 8ДМ21/21.
Спроектированный двигатель 8ГЧН 21/21 имеет мощность 1000 кВт и предназначен для привода электрогенератора с частотой вращения ротора 1500 об/мин.
Специальной частью дипломного проекта является изучение проблем работы пары седло-клапан в газовом двигателе, и метод для их устранения.
В работе исследуется влияние степени сжатия, давления наддува и коэффициента избытка воздуха на параметры рабочего процесса двигателя – мощность, удельный расход газа, температуры и давления горючей смеси в процессе сжатия и сгорания. Произведены расчеты шатуна, поршня, поршневого кольца, тепловой расчет, расчет динамики. Содержатся разделы по вопросам безопасности и экономики. Разработан технологический процесс. Представлены соответствующие чертежи, рисунки и плакаты. Разработаны спецификации к сборочным чертежам.
Отрывок из дипломной работы:
3.1 Расчет шатуна
Шатун принимаем по прототипу.
Материал шатуна – сталь 40ХН2МА.
Предел прочности sв 1080 МПа
Предел текучести sт 930 МПа
Предел усталости s-1 580 МПа
Модуль упругости E МПа
3.1.1 Расчет поршневой головки шатуна
Схема поршневой головки представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Схема поршневой головки
Размеры элементов головки принимаем по прототипу и конструктивным соотношениям следующими по методике [6]:
внутренний диаметр втулки мм; (101)
наружный диаметр втулки мм; (102)
наружный диаметр головки мм; (103)
ширина головки мм. (104)
Силы, действующие на поршневую головку при растяжении и сжатии шатуна:
3.1.2 Расчет стержня шатуна
Схема сечения шатуна представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Сечение стержня шатуна
Размеры среднего сечения стержня шатуна принимаем следующими:
высота двутаврового сечения мм; (107)
ширина полок двутавра мм; (108)
толщина стенок и полок мм. (109)
Площадь сечения стержня
Силы растяжения и сжатия шатуна
Напряжения растяжения и сжатия в стержне
где k=1,15 – коэффициент, учитывающий продольный изгиб стержня шатуна.
Амплитуда и среднее значение напряжений в стержне:
Коэффициенты, учитываемые при расчетах на прочность, принимаем
следующими: bs=s-1/sт =560/900=0,62; asp=0,2; es’=1; es’’=1,1(принимается для поверхности, упрочненной обдувкой дробью); Кs=1(концентраторы напряжений отсутствуют).
Так как , (117) то запас прочности стержня определяется по пределу усталости
Рекомендуемые значения запасов прочности для стержней шатунов находятся в пределах ns=1,5 – 3 . Следовательно, выбранные размеры сечения стержня шатуна удовлетворяют условию прочности.
3.1.3 Расчет кривошипной головки шатуна
Рисунок 10 – Расчетная схема кривошипной головки шатуна и
Расчетная схема кривошипной головки представлена на рисунке 10.
среднее сечение крышки
Размеры элементов кривошипной головки шатуна примем следующими:
внутренний диаметр мм; (119)
толщина вкладыша мм; (120)
толщина крышки мм; (121)
ширина головки мм; (122)
количество шатунных болтов iб=4;
диаметр шатунных болтов мм; (123)
расстояние между болтами мм. (124)
За расчетное сечение крышки примем ее среднее сечение. Размеры этого сечения (рисунок 10) примем следующими: h1=16 мм; b1=b=70 мм; h2= h- h1=40-16=24 мм; b2=30 мм.
Площадь рассчитываемого сечения
Координата центра площади
Осевой момент инерции
Момент сопротивления изгибу
Сила, действующая на крышку (см. векторную диаграмму сил) P=103 кН.
Силовые факторы в среднем сечении крышки
где ao=450 – угол расположения заделки (см. рисунок 14).
Напряжение в среднем сечении крышки
Допускаемое напряжение [s]=100 – 150 МПа .
Уменьшение диаметра кривошипной головки
Допускаемая деформация не должна превышать половины зазора в подшипнике т.е. [d]м.
Заданные размеры сечения крышки удовлетворяют условиям прочности и жесткости кривошипной головки.
3.2 Расчет поршня
Поршень двигателя принимаем по прототипу. Поршень составной: головка поршня — сталь 13Х11Н2В2МФ-Ш; тронк поршня-АК12Д.
Схема поршня представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Схема составного поршня
Размеры элементов поршня выбираем по прототипу и конструктивным соотношениям следующими:
диаметр поршня D=210 мм;
высота поршня Н=227,5мм;
высота юбки поршня мм; (133)
расстояние от верхнего торца до первого кольца мм; (134)
расстояние от нижнего торца до оси поршневого пальца мм; (135)
толщина верхней перемычки между кольцами мм; (136)
толщина днища d=10 мм;
размер между бобышками мм; (137)
внутренний радиус днища r=50 мм;
диаметр пальца мм; (138)
длина пальца, l=180 мм.
Удельное давление юбки на стенку цилиндра
Для поршней qю=0,4 – 1,0 МПа.
Удельное давление на опорной поверхности бобышек поршня
В современных двигателях qб=25 – 60 МПа.
Значения Nmax и Pmax взяты из таблицы 3.
3.3 Расчёт поршневого кольца
D=210 мм. Материал кольца – легированный чугун, Е= 1,2·105 МПа, μ=0,25, α=11·10-6 1/К.
Радиальная толщина
t = (1/25…1/35)D, (141)
t = D/25 = 210 / 25 =8,4 мм.
Высота кольца
b = (0,3…0,6)t, (142)
b = 0,5·8,4 = 4,2 мм.
Зазор в замке в свободном состоянии
ао=3,75t=31,5 мм. (143)
минимальный зазор в замке во время работы двигателя аmin=0,1.
Для маслосъемных колец рср = 0,5..0,95 МПа, принимаем рср = 0,8 МПа.
Среднее давление кольца на стенку цилиндра
Допускаемые значения рср=0,11-0,4.
Напряжения изгиба:
в рабочем состоянии
при разведении замка
Допускаемые напряжения: [σmax]=300-400 МПа, [σ’max]=400-500 МПа. Таким образом, условия прочности выполняются.
Монтажный зазор в замке кольца
=0,1+3,14·210(11·10-6·225-11·10-6·100)=0,93 мм, (147)
где Δtk=225˚C и Δtц=100˚С – температура кольца и цилиндра при работе двигателя.
4 Технологическая часть
Для технологической части взято седло клапана выпуска.
Седло клапана предназначено для повышения долговечности зоны контакта клапана с головкой цилиндра, для отвода тепла от клапана. Седло запрессовывается в головку цилиндра. Для надежного соединения с головкой на наружной поверхности седла делаются кольцевые канавки с острой кромкой. Для изготовления детали назначается конструкционная легированная сталь 40Х.
Химический состав стали:
- — углерод 0,36 – 0,44 %;
- — кремний 0,17 – 0,37 %;
- — марганец 0,5 – 0,8 %;
- — хром 0,8 – 1,1 %;
- -никель до 0,3 %;
- — сера до 0,035 %;
- -фосфор до 0,035 %;
- -медь до 0,3 %.
Наличие хрома в стали повышает прочность материала.
Для повышения долговечности седла на рабочую поверхность наплавляется специальный кобальтовый сплав стеллит 6.
Химический состав стеллит 6:
- -углерод 1,0-1,6 %;
- -кремний 0,6-1,5%;
- -железо 3,0%;
- -никель 3%;
- -хром 18-22%;
- -вольфрам 3,5-6%;
- -кобальт основа;
- -молибден 0,2%;
- -марганец 0,4%.
Ниже представлены размерный анализ и технологический процесс механической обработки седла клапана выпуска.
Таблица 6 – Технологический процесс механической обработки седла клапана выпуска газового двигателя 8ГЧН21/21
6.2.3 Наплавка токами высокой частоты
В отечественном двигателестроении применяют также наплавку с использованием токов высокой частоты. Сущность процесса наплавки токами высокой частоты заключается в следующем: на заготовку клапана, в выточку, укладывается кольцо из жаропрочного сплава, зона наплавки защищается от окисления порошковым флюсом или газовой защитой (аргон, азот).
Специальный индуктор нагревает кольцо токами высокой частоты до расплавления и подогревает заготовку клапана до температуры, обеспечивающей диффузионное соединение.
Для кристаллизации расплавленного сплава на торец клапана снизу подается вода, в результате происходит «намораживание», т. е. направленная кристаллизация сплава. Равномерность нагрева обеспечивается вращением клапана. Для наплавки клапанов ТВЧ разработаны специальные самофлюсующиеся сплавы на никель-хром-бористой основе, такие как НХ16С2Р2 (ЭП616), НХ26С2Р2 (ЭП616А), НХ24С2Р2Б (ЭП616Б), и НХ10С2Р2 (ЭП616В), которые в четыре раза дешевле кобальтовых стеллитов, имеют высокую стойкость против коррозии и достаточную горячую твердость.
Зарубежные фирмы на промежуточную наплавку, в основном выполненную из сплава на кобальтовой основе (стеллит-6 твердостью HRC 39-49 и др.), наплавляют еще слой твердого коррозионно-стойкого сплава на никелевой основе (70 % Ni и более) с высокой твердостью (HRC 48-62). Для увеличения стойкости клапанов торец стержня клапана также наплавляют износостойким материалом, а поверхности стержня подвергают азотированию или хромированию.
6.3 Система Flashlube
В австралийской фирме Flashlube была разработана специальная система: Flashlube Valve Saver Fluid (дословно — «жидкость для сохранения клапанов»). Проще говоря, это автоматическое смазочное устройство, вводящее в топливную систему специальную жидкость. Именно эта жидкость и обеспечивает благоприятные условия эксплуатации двигателя, работающего на газообразном топливе, при которых узел клапан-седло практически не подвергается износу.
Лубрикатор Flashlube — это смазка-очиститель, которая содержит заменитель свинца. Она улучшает теплообмен клапанов с седлом, и при горении образует защитную пленку на клапане, примерно, как на бензине, что уменьшает усадку клапана и тем самым уменьшается вероятность прогара выпускных клапанов.
Имеет в составе специальные мощные чистящие добавки очищающие поршни клапана и внутренние стенки камеры сгорания от нагара, тем самым восстанавливают изначальную мощность двигателя и продляют срок его службы.
Лубрикатор Flashlube добавляется в биогаз в отношении 1:1000 с помощью комплекта для смазывания. Поток жидкости устанавливается с помощью регулировочного винта (при заворачивании скорость должна уменьшаться, а при выворачивании увеличиваться). При установленной скорости потока достигается смешение 1 л лубрикатора с 1 м3 топлива.
Лучшим местом для входа системы Flashlube является положение между дроссельной заслонкой и впускным коллектором. Расстояние в 50 — 100 мм от дроссельной заслонки в сторону впускного коллектора дает максимальный эффект смешения с топливовоздушной смесью.
В связи с тем, что жидкость лубрикатора специально разработана для увеличения долговечности работы клапанов двигателей при работе на газу, использование других присадок не приемлемо.
7 Экономическое обоснование дипломного проекта
7.1 Анализ эффективности новой конструкции двигателя в сфере производства
Постановка задачи. Предприятие, выпускающее дизельные электростанции начинает выпускать газовые электростанции. Существующий объем продаж электростанций N1. Ожидаемый объем продаж электростанций при изменении номенклатуры продукции N2. Оценить изменение фактической прибыли и определить выгодно предприятию выпускать как дизельные, так и газовые электростанции или нет.
При переводе дизельного двигателя 8ДМ21/21 на газообразное топливо следует ожидать увеличения объема продаж за счет существенного снижения затрат в сфере эксплуатации газовой электростанции по сравнению с дизельной (расчет эксплуатационных затрат представлен ниже в таблице 8), в итоге это приведет к увеличению фактической прибыли на заводе…………………..