Содержание
Введение
1 Токсичность и допустимые нормы по отработавшим газам
1.1 Анализ токсичности и требования по ГОСТ 14846 Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4
1.2Токсичность и влияние на организм человека отработавших газов
1.3 Выбросы и соответствующие системы контроля двигателей
2 Анализ способов нейтрализации вредных веществ выпускных газов
2.1 Способы нейтрализации отработавших газов в выпускной систем
2.2 Нейтрализации отработавших газов в выпускной системе бензиновых двигателей
2.3 Устройство и принцип действия каталитических нейтрализаторов
2.4 Разогрев каталитического нейтрализатора
2.5 Условия нормальной работы каталитических нейтрализаторов
2.6 Нейтрализация отработавших газов в выпускной системе дизельных двигателей
3 Обзор существующих конструкций нейтрализации отработавших газов
3.1 Ионизационные нейтрализаторы
3.2 Каталитические нейтрализаторы
3.3 Термические нейтрализаторы
3.4 Жидкостные нейтрализаторы
3.5 Комбинированные нейтрализаторы
4 Конструктивная часть
4.1 Анализ аналогового сажевого фильтра
4.2 Схема и принцип работы проектируемого фильтра
4.3 Технологические расчеты
4.3.1 Расчет топливного насоса
4.3.2 Расчет форсунки
4.3.3 Расчет на прочность пружины
5 Безопасность жизнедеятельности
5.1 Анализ состояния охраны труда
5.2 Мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности
5.3 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
6 Охрана окружающей среды
6.1 Охрана окружающей среды в современных условиях развития
6.2 Анализ природоохранной деятельности и рекомендации по охране природы
6.3 Экологическая экспертиза
7 Экономическое обоснование проекта
Заключение
Список использованных источников
Состав чертежей
- Современные нормы токсичности отработавших газов (формат А1)
- Обзор существующих способов нейтрализации отработавших газов (формат А1)
- Анализ существующих конструкций (формат А1)
- Способы установки фильтра — монтажный чертеж (формат А1)
- Установка фильтра на двигатель Д-240 (формат А1)
- Общий вид фильтра (формат А1)
- Сборочный чертеж коллектора (формат А1)
- Рабочие чертежи деталей (формат А1)
- Технико-экономические показатели проекта (формат А1)
Описание
Целью дипломной работы является разработка приспособления для нейтрализации выхлопных газов автотракторных дизельных двигателей.
Анализ выбросов вредных веществ в атмосферу освещен во втором разделе проекта. Показано сравнительное количество выбросов различными городами. Дана характеристика содержания вредных веществ в выхлопных газах при работе дизельного двигателя.
Выполнен обзор способов нейтрализации, виды фильтрации их достоинства и недостатки. После анализа всех способов очистки выбран наиболее рациональный и экономически целесообразный способ- очистка через фильтр с дожиганием сажи. На основании выбранного способа очистки спроектирован фильтр для нейтрализации вредных веществ в отработавших газах.
Произведены экономические расчёты и дана экономическая оценка спроектированного фильтра. Экономический эффект составил 6462,8 рублей. При применении предлагаемой системы термического нейтрализатора на выпуске отработавших газов можно отметить (исходя из аналитического метода исследования), что выбросы оксидов азота сократятся до 63%, чего будет достаточно для выполнения требований по Евро-1, Евро-2, Евро-3. Основывая эту систему есть возможность применения отечественного грузового транспорта для перевозок грузов по странам Евросоюза, этим самым, улучшая внешние торговые экономические отношения страны со странами Европы. В основу экологического анализа входит применение двигателей с содержанием токсических веществ в отработавших газах ниже ПДК, то проводя аналитическое исследование можем прогнозировать следующий результат. Выбросы оксидов азота у автомобилей серии КамАЗ составляют 14,7 г/Квт*ч. При применении предлагаемой системы они сократятся на 63% и будут составлять 4,8 г/Квт*ч, что обеспечит прохождение современных норм токсичности согласно европейских требований, даже при введении жёстких требований Евро-3.
В рамках дипломного проекта проведен анализ и разработаны мероприятия по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве и в чрезвычайный ситуациях, а также охраны окружающей среды.
Ознакомительный отрывок из дипломной работы:
Обзор существующих конструкций нейтрализации отработавших газов
Существующие конструкции нейтрализаторов включают: [2]
- Ионизационные.
- Каталитические.
- Термические.
- Жидкостные.
- Комбинированные системы.
3.1 Ионизационные нейтрализаторы
Ионизационный нейтрализатор рис. 3.1, работает следующим образом.[1]
На разрядные электроды 7-9 подают высокое напряжение, в результате чего возникает тлеющий разряд. Выхлопные газы, содержащие вредные примеси поступают во входной патрубок, после чего, проходя через завихритель 3, закручивается и возникающая при этом центробежная сила отбрасывает твердые частицы сажевых образований и т.п. в пристенную часть входного патрубков, которые затем поступают по каналу 13 в бункер 12.
Далее газовый поток поступает в разделяющие патрубки 4-6, причем пристенный поток, содержащий более крупные примеси, попадает в средний патрубок 4, а поток с меньшим содержанием примесей – в боковые патрубки. В патрубке 4 молекулы окислов, ионизируясь и многократно перезарядившись, активно адсорбируются на крупных примесях, а окислы азота, углерода и серы образуют азотную, угольную и серную кислоты. Одновременно в патрубках 5 и 6 потоки с меньшим содержанием примесей обрабатывают соответственно положительным и отрицательным тлеющими разрядами.
Далее потоки из патрубков 4-6 поступают в сборник 10, где из-за увеличения давления газов происходит интенсивное смешивание, что приводит к более быстрому и более полному протеканию химической реакции нейтрализации отработанных газов.
Рисунок 3.1- Ионизационный нейтрализатор
При рекомбинации положительных ионов с электронами образуется активно возбужденные частицы, что способствует коагуляции фазы выхлопа и нейтрализации его среды, при этом фаза выхлопа состоящая из капель воды, топлива, масла и твердых частиц адсорбируют на свою поверхность оставшиеся вредные компоненты среди выхлопа 11 в бункер 12, нейтрализованная среда выхлопа поступает в патрубок 14.
3.2 Каталитические нейтрализаторы[6]
Один из наиболее распространенных методов снижения токсичности дизеля – очистка ОГ с помощью каталитических нейтрализаторов (КН). Дизели работают с коэффициентом избытка воздуха, большим единицы, в их ОГ всегда содержится избыток кислорода.
Поэтому независимо от типа дизеля и режима его работы в КН при температуре ОГ более 300 ° С всегда имеются условия для эффективной очистки ОГ от СО и СНХ.
Независимо от конструкции КН отработавшие газы дизелей проходят через слой катализатора (на шариковых, насыпных, стержневых или сотовых носителях), на поверхности которого при температуре ОГ более 250…300 °С происходит беспламенное каталитическое окисление отработавших газов. Эффективность очистки ОГ от этих компонентов колеблется, как правило, от 70 до 100 %.
Конструкция нейтрализатора — Н-46А2. Этот нейтрализатор предназначен для дожигания (беспламенного окисления) в присутствии катализатора отработавших газов. [6]
Нейтрализатор Н-46А2 (рис. 3.2) конструктивно состоит из двух основных частей: корпуса 1 и реактора 2. Корпус представляет собой цилиндр 3, к которому со стороны торцов приварены фланец 4 и дно 5, а к боковой поверхности — фланец 6 с отверстием для выхода ОГ. Фланец 4 имеет отверстие, расположенное эксцентрично оси цилиндра. Соосно с этим отверстием к фланцу 4 приварен реактор, объем которого продольными перегородками 7 разделен на три полости, заполненные катализатором 8. Для засыпки полостей катализатором во фланце 4 имеются три отверстия. Крышка 9 является заглушкой засыпных отверстий реактора, впускным патрубком и соединительным элементом нейтрализатора с корпусом турбокомпрессора двигателя.
Реактор состоит из двух концентрических цилиндрических решеток 10 и 11, перфорированных продольными отверстиями. Со стороны торца, противоположного фланцу 4, к наружной решетке приварено глухое днище 12 с отверстием для посадки на штырь 13 дна. Внутренняя решетка реактора свободно расположена в цилиндрических гнездах фланца 4 и днища 12. Такая конструкция обеспечивает свободное, независимое одно от другого продольное тепловое перемещение решеток и самого реактора относительно корпуса. Для обеспечения равномерной теплонапряженности реактора на нем установлен кожух 14. Корпус нейтрализатора снабжен защитным экраном 15 и теплоизоляцией 16. Для установки нейтрализатора на трактор служит подставка 17, к которой его крепят хомутами 18. Отработавшие газы двигателя поступают в нейтрализатор через впускные отверстия в крышке 9 и проходят через слой катализатора 8, где происходит химический процесс дожигания продуктов неполного сгорания топлива, далее ОГ выходят в атмосферу через выпускной патрубок.
Для замены и перезасыпки катализатора нейтрализатор должен быть снят с трактора.[6]
Рисунок 3.2 — Каталитический нейтрализатор Н-45 А2
В ЦНИИМе разработаны КН для ДВС мощностью от 20 до 500 кВт (рис. 3.3).
Рисунок 3.3 — Каталитические нейтрализаторы:
А – типа Н-13: 1 – корпус; 2 – реактор; 3 – теплоизоляция; 4 – экран; 5 –катализатор; 6 – пробка; 7 – шайба; 8 – втулка;
Б – типа Н-42:1 – проволока; 2 — заглушка; 3 – штуцер; 4 – втулка; 5 — катализатор; 6 – выходной патрубок; 7 – искрогаситель; 8 — реактор; 9 — корпус; 10 — входной патрубок;
В –типа Н-32: 1 — впускной патрубок; 2 – выпускной патрубок; 3 — реакторы;
Г — типа 31Б: 1 — заглушка; 2 – прокладка; 3 — фланец; 4 — реакторы; 5 – Ттализатор; 6 — проволока; 7 – теплоизоляция; 8 — фланец; 9 — прокладка; 10 – заглушка; 11 — полухомуты; 12 – корпус; 13 – опоры; 14 – заглушка; 15 – пробка; 16 – полухомут;
Д — типа НД-38А: 1 – фланец; 2 – прокладка; 3 — фланец; 4 — реакторы; 5 – катализатор; 6 – корпус; 7 – фланец; 8 — патрубок; 9 – заглушка; 10 — пробка
Выпускаемые алюмоплатиновые катализаторы обеспечивают эффективную очистку ОГ двигателей в течение 250…500 моточасов, затем активность катализатора снижается и требуется замена катализатора или его регенерация.
Наиболее совершенными аппаратами для очистки ОГ принято считать нейтрализаторы с блочным катализатором. Использование блочных катализаторов — более прогрессивное решение и позволяет достигать в КН по сравнению с гранулированным катализатором меньших объемов и площадей поперечного сечения. Геометрическая форма и структура каталитического носителя также играют важную роль в выборе конструкции нейтрализатора.
Существуют два вида катализаторов, полученных нанесением активного компонента на гранулированный (чаще всего сферический) носитель блочной или монолитной структуры. Соответственно различают и две конструкции нейтрализаторов. Основным достоинством нейтрализаторов с гранулированным катализатором является возможность замены вышедшего из строя катализатора. К числу недостатков нейтрализаторов подобного типа относятся высокое аэродинамическое сопротивление каталитического слоя, а также недостаточно полное использование каталитической поверхности за счет наличия застойных зон.[6]
3.3 Термические нейтрализаторы
Некоторые типы термических нейтрализаторов (дожигателей) позволяют снизить содержание токсичных компонентов ОГ до 90 %.[1] Тракторы, оснащенные термическими нейтрализаторами, обладают хорошими эксплуатационными качествами. Термические нейтрализаторы могут быть долговечными, однако отсутствие места установки и особенности конструкции некоторых двигателей ограничивают их применении.
Разработка термических нейтрализаторов усложнена тем, что, как правило, для каждого трактора необходима разработка специального нейтрализатора. Исследования показали, что более эффективны конструкции нейтрализаторов с увеличенными объемами. Альтернативным требованием является необходимость размещения нейтрализатора в подкапотном пространстве трактора. Важный вопрос при разработке — подбор материала, особенно для реакторов. Основное требование здесь — устойчивость материала к окислению и к температурам от 850 до 1000° С, наблюдающимся в реакторе. Наиболее обещающими материалами в этом смысле являются нержавеющие жаростойкие стали. А обеспечить долговечность реактора нейтрализатора при максимальных пробегах машины или наработке двигателя трактора могут только нержавеющие стали с содержанием 12…18% хрома и З…6% алюминия.[1]
Установка нейтрализатора в системе выпуска двигателя приводит к увеличению противодавления в 2…2,5 раза, что вызывает до 3…5 % потерь выходной мощности двигателя. Температура ОГ, выходящих из термических нейтрализаторов, несколько выше, чем ОГ, выходящих из обычного выпускного трубопровода.
Пример конструкции термического нейтрализатора показан на рисунке 3.5. В этой конструкции смесь ОГ с воздухом подается во внутреннюю цилиндрическую камеру реактора. Изменение скорости и направления ОГ обеспечивает перемешивание этой смеси. Асбестовая изоляция и экран выполнены из жаростойкого металла.
Рисунок 3.4 Схема конструкции термического реактора:
1 — выпускные клапаны; 2 – асбестовая тепловая изоляция; 3 – трубопровод подачи воздуха под выпускные клапаны; 4 — внутренняя камера; 5 — экран из жаростойкой стали
3.4 Жидкостные нейтрализаторы
В отличие от газов растворимость многих жидких и твердых веществ увеличивается с повышением температуры. Например, растворимость фенола возрастает от 8,3 мае. % при температуре 20 С до полной взаимной смешиваемости при 66 °С.[2] Температура воды в ЖН порядка 40 ° С благоприятна для поглощения газов (SO2, СО2, формальдегид); при повышении температуры до 90 °С ухудшение поглощения газов в какой-то степени компенсируется увеличением поглощения паров жидких и твердых веществ за счет их растворения; приближение температуры воды к 100 °С приведет к усилению процессов перегонки с паром и азеотропной перегонке, мешающих удерживанию растворенных и осажденных веществ.
Конденсация жидких компонентов ОГ дизелей в интервале температур работы ЖН маловероятна из-за малых парциальных давлений, которые при охлаждении не могут превысить давления насыщенного пара. При испытаниях ЖН исследовались растворы различной концентрации сернистого натрия (Na2SO3) с добавкой гидрохинона, соды (Na2CO3), двууглекислой соды (NaHCO3), едкого калия (КОН), едкого натрия (NaOH) и их смесей. Анализ химических реакций, наблюдающихся при жидкостной нейтрализации ОГ, позволяет сделать вывод, что при наибольшей поглотительной способности по всем участвующим в процессе жидкостной очистки компонентам наиболее практичны водные растворы щелочей КОН и NaOH (2…10%) либо солевые растворы. При менее жестких требованиях по токсичности ОГ в ЖН часто применяют чистую воду.
В выпускной системе дизеля имеются благоприятные условия для коагуляции частиц сажи, размер которых, начиная от долей микрона, увеличивается в выпускном тракте до 0,1… 10 мкм. В ЖН при понижении температуры ОГ при смешивании их с нейтрализующим раствором насыщенные пары воды, а также углеводороды переходят в пересыщенное состояние, благодаря чему начинается образование зародышей, приводящих в образованию капель. Несмотря на несмачиваемость сажи в нормальных условиях, зародышеобразование в первую очередь начинается на поверхности сажевых частиц. Под воздействием теплоты ОГ в нейтрализующем растворе происходит интенсивное испарение воды. В результате даже снижение температуры ОГ после слоя нейтрализующего раствора на 5…10 °С приводит к интенсивному образованию капель, которые поглощают сажевые частицы. При выходе из нейтрализатора капли с сажевыми частицами достаточно легко улавливаются фильтрами.[2]
Во всех конструкциях ЖН происходит в той или иной степени брызгоунос. В связи с растворением и химическим связыванием токсичных компонентов унос части нейтрализующей жидкости снижает эффективность работы аппарата. На каплю действуют те же силы, которые воздействуют на взвешенные частицы в потоке ОГ. Преимущество отделения капель перед отделением твердых частиц состоит в том, что агломерация жидких капель происходит непосредственно после сепарации и уловленные капли могут быть отведены из устройства в виде потока жидкости, т. Е. отпадает необходимость в разгрузке и очистке, а также не изменяется сопротивление устройства.
Простейшее устройство для сепарации и конденсации капель с использованием силы тяжести представляет собой камеру, в которой снижается скорость ОГ. В результате все капли, скорость осаждения которых больше вертикальной скорости потока, будут отделяться. Однако для капель диаметром 100 мкм скорость осаждения составляет 0,24 м/с, что требует значительных габаритов сепараторов и фильтров.
В большинстве случаев для сепарации капель из О Г применяют различные виды насадок, которые устанавливают на выходе О Г из ЖН в виде слоя толщиной 80…200 мм и более.
В качестве насадок в ЖН используют жалюзи волнообразного и зигзагообразного профилей, различные насадки, проволочную набивку (диаметр проволоки от 0,07 до 0,4 мм), стружку, шлак, кусковой известняк, активированный уголь, селикагель, керамические кольца, металлическую шерсть и т. Д. Известняк и активированный уголь наиболее желательны, так как наряду с сепарацией капель они способствуют дополнительной химической очистке и фильтрации ОГ.
Оптимальная скорость ОГ, как правило, составляет 2…3 м/с. При скорости ОГ выше расчетной наступает вторичный унос ранее осевших капель:
Рассмотрим некоторые особенности работы различных типов ЖН.[1]
Жидкостные нейтрализаторы барботажного типа. Подавляющее количество разработанных и эксплуатируемых ЖН относится к типу барботажных.
Принцип их действия основан на пропускании ОГ дизеля через слой нейтрализующего раствора. Сопротивление перечисленных серийно выпускаемых ЖН составляет от 8 до 10 кН/м2. Эффективность очистки ОГ с помощью ЖН барботажного типа составляет по альдегидам до 50…100 %, по NOX – до 10…20, сажи – до 10.. .30%. В барботажных ЖН отработавшие газы продувают через слой нейтрализующего раствора. Если слой жидкости достаточно велик (как правило, он составляет 30…60 см), то ОГ движутся через него в виде отдельных пузырьков. В результате трения о поверхность жидкости, ограничивающей каждый пузырек, заключенные в нем ОГ приобретают циркуляцию, скорость которой пропорциональна скорости подъема пузырька. Токсичные компоненты газовой фазы при этом диффундируют к поверхности жидкости либо в ней растворяются, либо химически связываются. Компоненты жидкой и твердой фаз ОГ, находящиеся внутри пузырьков, сепарируются к поверхности жидкости под действием инерционных сил, обусловленных циркуляцией ОГ внутри пузырьТ, а также под влиянием диффузии и седиментации. Одновременно происходит охлаждение ОГ, что приводит к снижению гидродинамического сопротивления ЖН. Несмотря на невысокие показатели эффективности по очистке ОГ, они (ввиду относительной простоты при умеренных габаритных данных) нашли наибольшее применение для дизелей.
Некоторые модификации ЖН даны на рисунке 3.6. Из них наибольший интерес представляет модель с кольцевым вводом ОГ, в которой в «улитке» достигается увеличение площади и времени контакта ОГ с нейтрализующим раствором, что приводит и к повышению эффективности очистки ОГ.
Рисунок 3.5 Модификация барботажных жидкостных нейтрализаторов:
А – нейтрализатор НТЖ-2: 1 –выпускная труба; 2 – перепускной кран; 3 – дополнительный бак; 4 – заливная горловина; 5 – сепаратор; 6 – металлическая стружка; 7 – рабочий бак; 8 –коллектор; 9 — пробка сливного отверстия; 10 — перегородки;
Б – система снижения токсичности ОГ: 1 – каталитический реактор; 2 – успокоительные решетки; 3 – газораспределитель;
В – жидкостный катализатор с кольцевым вводом ОГ: А – влагоотделительная насадка
Поверхностные и пленочные ЖН. В них контакт ОГ с нейтрализующим раствором происходит на его поверхности, величина которой определяется конструкцией жидкостного аппарата. В целом можно отметить недостаточную эффективность такого рода нейтрализаторов и их большие габариты. По этой причине их применяют редко.
Ранее при проектировании машин не учитывался вопрос снижения токсичности, установка ЖН на них очень затруднена, а в ряде случаев и вообще невозможна. Для таких машин перспективной является принципиально новая конструкция ЖН, у которого реализована идея использования кузова (платформы) машины для размещения в его двойных стенках днища, боковых и переднем бортах ЖН. Такое исполнение позволяет оставить практически без изменения общую компоновку машины и ее габариты.
Жидкостные нейтрализаторы ударно-инерционного действия. В них контакт ОГ с нейтрализующим раствором осуществляется за счет направления потока ОГ сверху на поверхность раствора. При этом очистка газовой фазы ОГ идет по образуемой поверхности контакта двух фаз, а твердые частицы попадают и задерживаются в растворе благодаря силам гравитации и инерции.
В целом эффективность этих очистителей ниже барботажных, они удовлетворительно улавливают лишь частицы размером более 20 мкм и для дизелей неперспективны.
Жидкостные нейтрализаторы центробежного действия. В них осуществляется орошение ОГ в объемах, где газовый поток вращается с помощью специальных направляющих лопаток либо за счет тангенциального подвода ОГ. Применение их целесообразно при улавливании сажевых частиц размером более 10…15 мкм и для дизелей они малоэффективны.
Динамические ЖН. Отработавшие газы в них контактируют с раствором в виде малых капель, интенсивное дробление которого осуществляется с помощью лопаток ротора, имеющего привад от электродвигателя. Широкого распространения они не нашли главным образом из-за больших габаритов и сложности конструкции.
Наиболее эффективными следует считать комбинированные схемы ЖН, в которых используются различные комбинации перечисленных выше типов ЖН, в первую очередь распыливающего и насадочного типов.
Насадочные ЖН. Они представляют собой аппараты, в которых ОГ пропускают через слой насадки, орошаемый нейтрализующим раствором. Эти нейтрализаторы, как правило, более эффективны, чем поверхностно-пленочные и барботажные. Они обладают одновременно относительно небольшими габаритами и гидродинамическим сопротивлением. Насадка предназначена для увеличения поверхности контакта между нейтрализующим раствором и ОГ.
Принцип действия распыливающих ЖН основан на интенсивном дроблении газовым потоком, движущимся с относительно большой скоростью орошающего его нейтрализующего раствора. Осаждению частиц на каплях и растворению в них газовой фазы способствуют высокие относительные скорости между ними. Наиболее эффективными ЖН являются скрубберы Вентури, представляющие собой трубу Вентури, в которую подводится нейтрализующий раствор, а перед выбросом ОГ в атмосферу устанавливается каплеуловитель. В целом распы-ливающая конструкция ЖН характеризуется очень малыми габаритами, простотой конструкции и эксплуатации и очень высокой эффективностью действия при умеренных сопротивлениях.
Эффективность работы ЖН значительно зависит от режимов работы двигателя. При длительной работе дизеля на режимах, близких к номинальным, происходит значительный нагрев нейтрализующего раствора, в результате чего снижаются его поглотительная способность и эффективность очистки ОГ. Одновременно при таких условиях увеличивается расход нейтрализующего раствора.
3.5 Комбинированные нейтрализаторы
Комбинированный нейтрализатор рис. 3.6 работает следующим образом. [2]
Рисунок 3.6 Комбинированный нейтрализатор
Перед началом работы заправляют емкость 11 нейтрализирующей жидкостью через горловину. Отработавшие газы через входной патрубок поступают в корпус 2 каталитического нейтрализатора и при высокой температуре они очищаются от окиси углерода, углеводородов и других компонентов, а затем поступают в скруббер 3 Вентури, где происходит предварительная очистка газов от вредных компонентов сажи, NO4, SO2, углеводородов, альдегидов и их охлаждение.
Выводы: Таким образом, рассмотрев существующие типы нейтрализаторов, можно сделать следующие выводы:
- Термические нейтрализаторы при примерно одинаковой эффективности очистки ОГ от продуктов неполного сгорания по сравнению с каталитическими нейтрализаторами обладают явными эксплуатационными преимуществами: большая долговечность, они не требуют замены и досыпки катализатора, их эффективность с наработкой не ухудшается.
- Эффективность работы ЖН значительно зависит от режимов работы двигателя. При длительной работе дизеля на режимах, близких к номинальным, происходит значительный нагрев нейтрализующего раствора, в результате чего снижаются его поглотительная способность и эффективность очистки ОГ. Одновременно при таких условиях увеличивается расход нейтрализующего раствора.
- Ионизационные нейтрализаторы и комбинированные системы отличаются высокой дороговизной.
- Один из наиболее распространенных методов снижения токсичности дизеля – очистка ОГ с помощью каталитических нейтрализаторов (КН). Дизели работают с коэффициентом избытка воздуха, большим единицы, в их ОГ всегда содержится избыток кислорода. Поэтому независимо от типа дизеля и режима его работы в КН при температуре ОГ более 300 ° С всегда имеются условия для эффективной очистки ОГ от СО и СНХ.
4.1 Анализ аналогового сажевого фильтра
Широкомасштабное использование техники в сельском хозяйстве способствует росту производительности и эффективности труда, однако оно сопряжено с последствиями, отрицательно влияющими на окружающую среду [1].
Основными видами воздействия автотракторной мобильной техники на природную среду являются: механические, химические, акустические и электромагнитные. Главный из них — загрязнение атмосферы отработавшими газами (ОГ). Вредные выбросы автотракторных двигателей вызывают серьезные заболевания у людей и сельскохозяйственных животных, сокращают урожайность (до 25 %) и снижают качество продукции, особенно в придорожной зоне автомагистралей [2].
В настоящее время на большинстве мобильной сельскохозяйственной техники применяют дизельные двигатели. Это объясняется тем, что дизели работают на сравнительно дешевом дизельном топливе, отличаются от бензиновых двигателей лучшей топливной экономичностью и, как правило, меньшей токсичностью ОГ. Однако и дизельные двига тели не всегда удовлетворяют современным жестким требованиям по токсичности ОГ. Поэтому наряду с улучшением экономических показателей дизельных двигателей снижение токсичности ОГ является важнейшей задачей.
Отработавшие газы дизельных двигателей представляют собой сложную многокомпонентную смесь газов, паров, капель жидкостей и дисперсных твердых частиц. Всего ОГ дизельных двигателей содержат около 280 компонентов, большинство из которых токсичны [3]. Из них наиболее вредными для окружающей среды и человека являются оксид углерода (СО), углеводороды (CnHm), оксиды азота (NOX) и твердые частицы сажи.
Существует несколько средств и методов снижения токсичности и дымности ОГ автотракторных двигателей. Наиболее перспективными из них являются совершенствование конструкции двигателя, применение систем очистки ОГ, применение альтернативных видов топлива, комбинированные методы и средства.
Одним из способов очистки ОГ дизельных двигателей является установка в выпускной системе дополнительных технических средств, обеспечивающих физико-химическую очистку ОГ, т.е. применение термических, каталитических, восстановительных и жидкостных нейтрализаторов, сажевых фильтров и др. Такой метод снижения токсичности позволяет без значительных изменений конструкции двигателя обеспечить достаточно эффективную очистку ОГ от образовавшихся в камере сгорания токсичных компонентов.
Установка термических нейтрализаторов (дожигателей) позволяет снизить содержание СНХ и СО в ОГ на величину до 90 %. Эти нейтрализаторы более долговечны по сравнению с каталитическими, не требуют периодической регенерации или замены катализатора, их эффективность в процессе эксплуатации не снижается. Но термические нейтрализаторы имеют ряд недостатков: большие габаритные размеры; требуют установки дополнительных систем подвода теплоты и воздуха в реакционную камеру; в конструкции нейтрализатора необходимо использовать дорогостоящие жаростойкие материалы. Установка нейтрализатора приводит к увеличению в 2…2,5 раза противодавления на выпуске, ухудшению топливной экономичности и потере мощности дизеля на 3… 5 %.
В настоящее время больше применяют каталитические окислительные нейтрализаторы ОГ. По сравнению с термическими нейтрализаторами они эффективно нейтрализуют ОГ в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов работы дизеля, минимально снижают мощность из-за низкого противодавления на выпуске, имеют небольшие размеры и массу. Единственный недостаток таких нейтрализаторов — высокая стоимость из-за использования в них благородных металлов (платины, палладия, родия и др.).
В жидкостных нейтрализаторах выхлопные газы пропускают через слой нейтрализующей жидкости чаще используют воду). При этом вода интенсивно поглощает диоксиды углерода и азота, сажу, оксиды :еры, альдегиды. Недостатком этих нейтрализаторов является то, что по мере растворения токсич-1ых компонентов ОГ их растворимость в воде ухудшается. Поэтому хорошая очистка ОГ в жидкостных нейтрализаторах обеспечивается только при частой ;мене воды.
Одной из наиболее сложных проблем очистки ОГ дизелей является улавливание твердых частиц. Для снижения эмиссии твердых частиц применяют сажевые фильтры различных конструкций. Основная масса частиц сажи имеет размер 0,05… 1,0 мкм, поэтому их улавливание традиционными фильтрами невозможно. Для этой цели применяют фильтры с фильтрующими элементами, выполненными из металлокерамики, металлических волокон, металлической сетки и др.
Недостатками существующих сажевых фильтров являются их сравнительно высокая стоимость, малый ресурс работы, сложность в производстве.
Анализ последних достижений в области конструирования нейтрализаторов и сажевых фильтров для дизелей, опубликованных в отечественных и зарубежных научных изданиях и в сети Интернет, показывает, что в сравнении со всеми существующими способами и устройствами снижения вредных выбросов наибольшее распространение получили комбинированные механические сажевые фильтры. Они более полно задерживают твердые и жидкие фракции ОГ на слое фильтрующего материала, а каталитический блок окислительного и восстановительного типа с высокой степенью очищает ОГ от оксидов и углеводородов.
Рисунок 4.1 — Фильтр-нейтрализатор для очистки отработавших газов дизеля: 1 —входной патрубок, 2 — завихритель, 3 — реакционная камера, 4 — блок сажевого фильтра, 5 — каталитический блок. 6 — выходной патрубок
Принцип действия фильтра-нейтрализатора заключается в следующем: при работе дизеля поток ОГ поступает во входной патрубок 1 и, проходя через завихритель 2, приобретает вращательное движение. Под действием центробежных сил происходит сепарация крупных частиц сажи диаметром более 1 мкм, после чего поток ОГ попадает в реакционную камеру 3. Затем газы проходят через пористые стенки фильтра 4, очищаются от сажи и попадают на трехкомпонентный катализатор 5, где происходит очистка ОГ от оксида азота (NOX), оксида углерода (СО) и углеводородов (CnHm). Очищенные газы выходят из фильтра — нейтрализатора через патрубок 6.
Фильтрующие элементы блока сажевого фильтра расположены концентрично, что позволяет увеличить общую площадь фильтрации. Для изготовления фильтрующих элементов использовали пористый сетчатый материал марки С685 [5] и каталитический блок от серийного нейтрализатора. Завихритель более равномерно распределяет сажу на фильтрующих элементах, что способствует снижению гидравлического сопротивления, повышению качества очистки, увеличению срока службы фильтра и позволяет уменьшить габаритные размеры фильтра-нейтрализатора.
Разработанная конструкция позволит снизить выбросы твердых частиц на 64…81 %, оксида азота на 58…84 %, оксида углерода на 45…82 %, оксида углеводорода на 40…90 %. Сопротивление фильтра-нейтрализатора на номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя составляет 3.6 кПа.
4.2 Схема и принцип работы проектируемого фильтра
В течение ряда лет нами ведутся работы по снижению токсичности и дымности дизелей. За это время разработаны и запатентованы эффективные средства снижения токсичных веществ в отработавших газах (ОГ) дизелей, в частности, антидымная присадка к топливу и сажевый фильтр.
Применение антидымных присадок к дизельному топливу не требует изменения конструкции двигателя, не снижает его мощностные показатели и практически не сказывается на топливной экономичности.
Анализ состава присадок показал, что для широкого их применения необходимо снизить стоимость за счет упрощения технологии производства, применения недорогих компонентов, минимальной концентрации в топливе; выбрать материалы нетоксичные, стабильные в топливе (не выпадающие в осадок), не вызывающие нагарообразование и повышенный износ деталей двигателя. Решение этих задач возможно при разработке новых присадок на основе металлов переходной группы, в частности железа.
С учетом существующих химических соединений, используемых в качестве антидымных присадок к дизельному топливу, патентного поиска, условий эффективности, доступности и нетоксичности разрабатываемой присадки нами исследован гидроксид железа.
Его эффективность можно объяснить процессами, протекающими в камере сгорания. Fe (ОН)з частично диссоциирует с образованием катионов железа и гидроксильиых групп:
Fe (ОН)3 = 3Fe+ + ОН». (4.1)
Катионы железа, повышая концентрацию ионов в пламени в целом, снижают количество углеводородных ионов, которые являются зародышами для образования сажевых частиц.
Гидроксильные группы, в свою очередь, участвуют в радикально-цепном механизме сжигания топлива и способствуют доокислению угарного газа до углекислого по схеме:
ОН* + СО = СО2 + Н* (рост цепи). (4.2)
При термическом разложении гидроксида железа образуются оксид железа и вода:
2Fe (ОН)3 = Fe2O3 + ЗН2О. (4.3)
Положительное влияние воды на полноту сгорания топлива общеизвестно, а оксид железа можетпроявлять каталитическую активность в окислительно-восстановительных процессах:
С + 1/2О2 = СО, (4.4)
СО + 1/2О2 = СО2 (4.5)
Fe2O3является окислителем, и поэтому нельзя исключить возможность восстановления его угарным газом или углеродом:
СО 4- Fe2O3 = С02 4 FeO, (4.6)
CO + FeO = CO2 + Fe. (4.7)
В результате протекания указанных реакций в отработавших газах дизелей снижается содержание сажи и СО.
При использовании антидымной присадки на основе гидроксида .железа достигается снижение дым-ности ОГ по сравнению со стандартным дизельным топливом в среднем— на 45.,.50%, СО— на 15…20%.
На основе изучения достижений в области конструирования нейтрализаторов и сажевых фильтров предлагается конструкция сажевого фильтра (СФ), (рис. 4.2).
Устройство работает следующим образом: поток ОГ поступает во входной патрубок 2 фильтра, затем, проходя через завихритель 4, он приобретает вращательное движение. Под действием центробежных сил происходит сепарация крупных частиц сажи диаметром более 1 мкм, которые транспортируются потоком газов в сажесборник 5, представляющий собой набор керамических волокон. Основной поток ОГ равномерно распределяется по всей ротационной камере 1 фильтра и проходит основную очистку в фильтрующем элементе 9. Далее несгоревшие частицы сажи осаждаются в некотором количестве на жаропрочной сетке 13, металлической путанке плоских слоев 12 и гофрированных слоях 11 с каталитическим покрытием (оксид меди). Поскольку задняя часть гофрированных слоев закрыта диском 15 с отверстиями напротив плоских слоев пакета, то ОГ меняют свое направление на 90° и перемешиваются с меньшей частью потока, фильтруемого в осевом направлении через металлическую путанку и жаропрочную сетку. В результате смешивания потоков происходит столкновение частиц, они слипаются в более крупные конгломераты и вследствие уменьшения скорости потока налипают на поверхность фильтрующих слоев. Благодаря предварительной очистке ОГ от сажевых частиц этот процесс их накопления длится кратковременно. Далее происходит каталитическое окисление сажи за счет снижения ее температуры с 6000 до 300…400 С. В этом режиме фильтр работает как дожигатель сажи и нейтрализатор газовых токсичных компонентов (СО, СН и т.д.). В результате выгорания сажи проходные сечения в фильтрующем элементе 9 увеличиваются до своих исходных размеров, вследствие чего снижается газодинамическое сопротивление фильтра. В его конструкции также предусмотрена регенерация сажесборника от впрыска топлива при помощи форсунки и дожигания сажи.
Рисунок 4.2 — Сажевый фильтр ОГ дизеля: 1 — ротационная камера; 2 — входной патрубок; 3 — выходной патрубок; 4 — завихритель; 5 — сажесборник; 6 — внешняя стенка; 7 — перфорированный цилиндр; 8 — форсунка; 9 — фильтрующий элемент; 10 — ограничитель; 11 — гофрированный слой; 12 -— плоский слой; 13, 14 — жаропрочная сетка; 15 — диск с отверстиями
С учетом годовой загрузки трактора МТЗ-80, оборудованного СФ и укомплектованного различными сельхозмашинами построен график суммарной токсичности дизеля в зависимости от частоты вращения (п) и эффективной мощности дизеля (Ne) (рис. 4.3).
Исследование дымности ОГ дизеля при соответствующем пересчете по шкале Хартриджа позволяет определить концентрацию сажевых частиц и их массу. Результаты исследования дымности на входе и выходе СФ при работе дизеля Д-240 в различных скоростных и нагрузочных режимах представлены на рисунке.
Разработанная конструкция СФ обеспечит стабильность показателей очистки ОГ дизеля в течение всего периода эксплуатационных испытаний. Степень очистки в среднем по саже 55…65 %, оксидам углерода — 35…40 % и оксидам азота — 10… 15 % . Отмечено также снижение уровня шума дизеля Д-240 на 6 %, что дает возможность использования его в качестве глушителя.
В настоящее время рассматривается возможность одновременного применения на дизеле СФ и антидымной присадки с целью повышения эффективности очистки ОГ от сажи и оптимизации процесса регенерации фильтра.
Рисунок 4.3 — Изменение дымности ОГ на входе (DCbх) и выходе (Dсвых) СФ дизеля Д-240 от эффективной мощности (Ne)
и так далее…………………