Содержание
Введение
1 Конструкторская часть
1.1 Патентно-информационный обзор.
1.2 Техническое задание на проектирование
1.3 Конструкция проектируемого двигателя
1.4 Тепловой расчет
1.5 Кинематика механизма кривошипно-шатунного
1.6 Динамика механизма кривошипно-шатунного
1.7 Расчет группы поршневой
1.8 Расчет группы шатунной
1.9 Расчет корпуса двигателя
1.10 Расчет элементов системы охлаждения
1.11 Расчет клапана электромагнитного
2 Технологическая часть
2.1 Служебное назначение детали
2.2 Требования технические на изготовление детали
2.3 Характеристики материала
2.4 Определение типа производства
2.5 Выбор заготовки
2.6 Расчет режимов резания
3 Обоснование проекта технико-экономическое
3.1 Расчет затрат на проектирование нового двигателя
3.2 Расчет себестоимости разрабатываемого двигателя
3.3 Расчет отпускной цены двигателя
3.4 Определение эксплуатационных затрат на ремонт двигателя
4 Раздел безопасность жизнедеятельности
4.1 Случаи несчастные на производстве ДВС
4.2 Политика в области охраны здоровья и безопасности персонала
4.3 Безопасность пожарная при производстве ДВС
4.4 Расчёт выбросов веществ вредных в газах отработавших ДВС
Приложение А – операционная карта
Приложение Б – графическая часть
Состав чертежей
- Схема структуры проекта дипломного (формат А1)
- Чертеж продольного разреза двигателя (формат А1)
- Чертеж поперечного разреза двигателя (формат А1)
- Структурная схема системы автоматического управления приводами (формат А1)
- Чертеж рабочий впускного клапана (формат А1)
- Сборочный чертеж привода электромагнитного ГРМ (формат А1)
- Результаты динамических расчетов (формат А1)
- Плакат теплового и кинематического расчета (формат А1)
- Результаты патентного обзора (формат А1)
- Чертеж технологических наладок (формат А1)
Описание
В дипломной работе разработан рядный четырёхцилиндровый двигатель бензиновый, мощностью 110 кв. с проектированием привода клапанов электромагнитного.
Проведен патентный поиск, найдены технические решения по рассматриваемой тематике. На основании проведенного патентного поиска разработана схема системы автоматического управления приводами. В ходе проведения теплового расчета были получены температуры и давления в процессе впуска, сжатия, сгорания, расширения, выпуска, определены индикаторные и эффективные показатели проектируемого двигателя, размеры цилиндра. По итогам кинематического расчета были определены перемещение, скорость и ускорение поршня, а также построены графики по полученным результатам.
В ходе проведенного динамического расчета были определены, нормальная, тангенсальная, действующая вдоль кривошипа, удельные силы, развернутые и полярные силы, действующие на коренные и шатунные шейки, крутящий момент. По полученным данным построены графики. Были определены напряжения сжатия, изгиба, среза, разрыва поршня и поршневого пальца. Определено давление компрессионного кольца на стенку цилиндра и построена эпюра. Определены сжимающие и растягивающие изгибающие напряжения, действующие в опасных сечениях шатуна. Получены геометрические размеры гильзы и головки блока цилиндров, рассчитаны значения растягивающей и сжимающих сил, температурные напряжения. Рассчитаны элементы системы охлаждения и электромагнитный клапан.
В ВКР разработана технология изготовления впускного клапана. В процессе этого определено служебное назначение детали, технические требования на изготовления впускного клапана, характерные материалы и тип производства. Также выбрана заготовка и произведён расчёт режимов резания на токарной и кругло-шлифовальной операции.
В результате технико-экономического обоснования проекта были рассчитаны затраты на проектирование нового двигателя, его себестоимость и отпускная цена. Определены эксплуатационные затраты на ремонт двигателя.
В разделе безопасности жизнедеятельности были проанализированы несчастные случи на производстве ДВС, политика в области охраны труда и пожарная безопасность при производстве ДВС. Также было рассчитано количество вредных веществ в отработавших газах ДВС.
Проведен анализ современных конструкций двигателей внутреннего сгорания и их эксплуатационных характеристик, выбраны отечественный и зарубежный аналоги проектируемого двигателя. На основе результатов анализа определены значения параметров функционирования ДВС. Синтезирована конструкция ГРМ проектируемого ДВС, проведен тепловой расчет двигателя, получены геометрические размеры ЦПГ, разработана структурная и расчетная схемы КШМ, рассчитаны значения кинематических параметров поршня, выполнен динамический расчет двигателя. Произведён расчёт электромагнитного привода клапанов. Разработан технологический процесс изготовления впускного клапана. Проведён расчёт количества вредных выбросов в отработавших газах.
Отрывок из дипломной работы:
1.7 Расчет поршневой группы
Наиболее напряженным элементом поршневой группы является поршень, воспринимающий высокие газовые, инерционные и тепловые нагрузки. Его основными функциями является уплотнение внутрицилиндрового пространства и передача газовых сил давления с наименьшими потерями кривошипно-шатунному механизму. Поршень представляет собой достаточно сложную деталь, как в отношении самой конструкции, так и в отношении технологии и подбора материала при его изготовлении.
Его рассчитывают на прочность без учета переменных нагрузок, которые возникают в цилиндре от давления в период работы двигателя. Учитывают только нагрузки от максимального давления газов (p_(z max) ) в цилиндре. Расчетными элементами являются: днище, стенки головки, верхняя кольцевая перемычка, опорная поверхность, юбка.
Высота верхней части поршня над поршневым пальцем определяется количеством, геометрическими размерами, расположением компрессионных и маслосъемных колец и прочностью перемычек между ними.
1.7.1 Расчет поршня
Основные данные для расчетов:
диаметр поршня D=100 мм;
ход поршня S=91 мм;
максимальное давление сгорания p_z=6,417 МПа;
площадь поршня F_п=0,008 м^2;
масса поршневой группы m_г=0,863кг;
наибольшая удельная нормальная сила N_max=0,004 МН.
В соответствии с существующими аналогичными двигателями и с учетом соотношений принимаем:
высоту поршня H=100 мм;
высоту юбки поршня h_ю=60 мм;
радиальную толщину кольца t=4,3 мм;
радиальный зазор в канавке по диаметру ∆t=0.7 мм;
толщину стенки головки поршня s=7,5 мм;
величину верхней кольцевой перемычки h_n=3,5мм;
число масляных каналов n_m=8;
диаметр масляных каналов d_m=0,6 мм;
материал поршня – алюминиевый сплав α_п=22∙〖10〗^(-6) 1/К;
материал гильзы цилиндра – серый чугун α_ц=11∙〖10〗^(-6) 1/К.
Напряжение сжатия в сечении х – х:
Внутренний диаметр опасного сечения:
d_k=D-2∙(t+∆t);
d_k=75 мм.
Внешний диаметр опасного сечения:
d_i=D-2∙(s+t+∆t);
d_i=90 мм.
Площадь маслоотводных отверстий:
F_1=(d_m∙(d_k-d_i ))/2;
F_1=〖4,5 мм〗^2.
Площадь опасного сечения х – х:
F_хх=[π/4∙(〖d_k〗^2-〖d_i〗^2 )-F_1∙n_m ]∙〖10〗^(-6);
F_хх=〖0.002 м〗^2.
Максимальная сжимающая сила:
P_max=P_z∙F_п;
P_max=0.050 МН.
Напряжение сжатия:
допустимое значение |σ_сж |=30….40 МПа;
σ_сж=P_max/F_хх ;
σ_сж=34.646 МПа.
Напряжение разрыва в сечении х – х:
Максимальная угловая скорость холостого хода:
ω_(хх.max)=(π∙n_(хх.max))/30;
ω_(хх.max)=628,318 рад/с.
Масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения х-х:
m_хх=0.6∙m_г;
m_хх=0.518 кг.
Максимальная разрывающая сила:
P_j=m_хх∙R∙〖ω_(хх.max)〗^2∙(1+λ);
P_j=0.011 МН.
Напряжение разрыва:
допустимое значение |σ_р |=4….10 МПа;
σ_р=P_j/F_хх ;
σ_р=6,100 МПа.
Напряжения в верхней кольцевой перемычке:
Среза:
τ=0.031∙P_z∙D/h_n ;
τ=5.757 МПа.
Изгиба:
σ_из=0.005∙P_z∙(D/h_n )^2;
σ_из=23,575 МПа.
Сложное:
допустимое значение |σ_Σ |=30….40 МПа;
σ_Σ=√(〖σ_из〗^2+4∙τ^2 );
σ_Σ=26,237 МПа.
Удельное давление поршня на стенку цилиндра:
допустимое значение |q_1 |=0,3….1,5 МПа;
q_1=N_max/(h_ю∙〖10〗^(-3)∙D∙〖10〗^(-3) );
q_1=0,627МПа;
допустимое значение |q_2 |=0,2….0,7 МПа;
q_2=N_max/(H∙〖10〗^(-3)∙D∙〖10〗^(-3) );
q_2=0,376 МПа.
Гарантированная подвижность поршня в цилиндре достигается за счет установки оптимальных диаметральных зазоров между цилиндром и поршнем при различных тепловых нагрузках, возникающих в процессе работы двигателя.
Диаметр головки поршня:
∆_г=0.007∙D;
∆_г=0.7 мм;
D_г=D-∆_г;
D_г=99,3 мм.
Диаметр юбки поршня:
∆_ю=0.002∙D:
∆_ю=0,2мм;
D_ю=D-∆_ю;
D_ю=99,8 мм.
Диаметральные зазоры в горячем состоянии:
∆_(г_1 )=D∙[1+α_ц∙(T_ц-T_0 )]-D_г∙[1+α_п∙(T_г-T_0 )];
∆_(г_1 )=0,471 мм;
∆_(ю_2 )=D∙[1+α_ц∙(T_ц-T_0 )]-D_ю∙[1+α_п∙(T_ю-T_0 )];
∆_(ю_2 )=0.167 мм,
где T_ц=383 К; T_г=593 К; и T_ю=413 К приняты с учетом жидкостного охлаждения двигателя.
1.7.2 Расчёт поршневого кольца
Поршневые кольца работают в условиях высоких температур и значительных переменных нагрузок, выполняя три основные функции:
1) герметизации надпоршневого пространства в целях максимально возможного использования тепловой энергии топлива;
2) отвода избыточной доли теплоты от поршня в стенки цилиндра;
3) «управления маслом», т.е. рациональное распределение масляного слоя по зеркалу цилиндра и ограничения попадания масла в камеру сгорания.
В соответствии с существующими аналогичными двигателями и с учетом соотношений принимаем:
материал кольца – серый чугун;
модуль упругости материала
Е=〖1,2∙10〗^5 МПа;
коэффициент линейного расширения
α_К=11∙〖10〗^(-6) 1/К;
разность между величинами зазоров кольца в свободном и рабочем состоянии:
A_0=2,5∙t;
A_0=10.75мм.
Среднее давление кольца на стенку гильзы цилиндра:
допустимое значение для компрессионного кольца |p_ср |=0,11..0,37 МПа;
допустимое значение для маслосъемного кольца |p_ср |=0,2….0,4 МПа;
p_ср=0.152∙E∙(A_0/t)/((D/t-1)^3∙D/t);
p_ср=0.177 мм.
Давление кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности при каплевидной форме эпюры давления
p=p_ср∙μ_K.
Таблица 1.6 — Эпюра давления компрессионного кольца на стенку цилиндра
Напряжение изгиба кольца:
в рабочем состоянии:
допустимое значение: |σ_из1 |=220….450 МПа;
σ_из1=2.61∙p_ср∙(D/t-1)^2;
σ_из1=229,948 МПа;
Рисунок 1.21 — Каплевидная эпюра давления компрессионного кольца двигателя на стенку цилиндра
при надевании кольца на поршень:
σ_из2=(4∙E∙(1-0.114∙A_0/t))/(m∙(D/t-1.4)∙D/t),
где m=1.57 – коэффициент, зависящий от способа надевания кольца;
σ_из2=384,966 МПа.
условие соблюдается σ_из2>σ_из1
Монтажный зазор в прямом замке поршневого кольца в холодном состоянии:
∆_К=∆_К1+π∙D∙(α_К∙(T_K-T_0 )-α_ц∙(T_ц-T_0 ));
где ∆_К1=0,08 мм; T_K=493 К;
∆_К=0.112 мм.
1.7.3 Расчёт поршневого пальца
Во время работы двигателя поршневой палец подвергается воздействию переменных нагрузок, приводящих к возникновению напряжений изгиба, сдвига, смятия и овализации. В соответствии с указанными условиями работы к материалам, применяемым для изготовления пальцев, предъявляют требования высокой прочности и вязкости. Этим требованиям удовлетворяют цементированные малоуглеродистые и легированные никелем и хромом стали с твердой поверхностью и вязкой основой.
Основные данные для расчета:
— наружный диаметр пальца d_п=25 мм;
— внутренний диаметр пальца d_в=16.25 мм;
— длина пальца l_п=80 мм;
— длина втулки шатуна l_ш=45 мм;
— расстояние между торцами бобышек b=35 мм;
— материал поршневого пальца – сталь 12ХНЗА;
— модуль упругости материала E=2∙〖10〗^5 МПа.
Расчетная сила, действующая на поршневой палец:
— газовая p_(z.max)=0.050 МН;
— инерционная
P_j=-m_г∙R∙ω^2∙(1+λ);
P_j=-0.019 МН.
Расчетная:
P=P_(z.max)+k∙P_j,
где k=0.68 коэффициент, учитывающий массу поршневого пальца
P=0.037 МН.
Удельное давление пальца на втулку поршневой головки шатуна:
допустимое значение |q_ш |=20….60 МПа;
q_ш=P/(d_п∙l_п );
q_ш=33,079 МПа.
Удельное давление пальца на бобышки:
допустимое значение |q_б |=15….50 МПа;
q_б=P/(d_п∙(l_п-b) );
q_б=33,079 МПа.
отношение диаметров:
α=d_в/d_п ;
α=0,65.
Напряжение изгиба в среднем сечении пальца:
допустимое значение |σ_из |=100….250 МПа;
σ_из=(P∙(l_п+2∙b-1,5∙ l_ш ))/(1,2∙(1-α^4 )∙d_п );
σ_из=199,325 МПа.
Касательные напряжения среза в сечениях между бобышками и головкой шатуна:
допустимое значение |τ|=60….250 МПа;
τ=(0.85∙P∙(1+α+α^2 ))/((1-α^2 )∙〖d_п〗^2 );
τ=127,685 МПа.
Наибольшее увеличение горизонтального диаметра пальца при овализации:
допустимое значение |〖∆d〗_(n.max) |=0,02….0,05 МПа;
〖∆d〗_(n.max)=(1.35∙P)/(E∙l_п )∙((1+α)/(1-α))^3∙[0.1-(α-0.4)^3 ]〖∆d〗_(n.max)=0.027 мм.
Напряжение овализации на внешней поверхности пальца:
— в горизонтальной плоскости:
σ_α0=(15∙P)/(d_п∙l_п )∙[0.19∙((2+α)∙(1+α))/(1-α)^2 -1/(1-α)]∙[0.1-(α-0.4)^3 ];
σ_α0=92,426 МПа;
— в вертикальной плоскости:
σ_α90=-(15∙P)/(d_п∙l_п )∙[0.174∙((2+α)∙(1+α))/(1-α)^2 +0.636/(1-α)]∙[0.1-(α-0.4)^3 ];
σ_α90=-189,055 МПа.
Напряжение овализации на внутренней поверхности пальца:
в горизонтальной плоскости:
допустимое значение |σ_i0 |=300….350 МПа;
σ_i0=-(15∙P)/(d_п∙l_п )∙[0.19∙((1+2α)∙(1+α))/((1-α)^2∙α)+1/(1-α)]∙[0.1-(α-0.4)^3 ];
σ_i0=-280,543 МПа.
в вертикальной плоскости:
σ_i90=(15∙P)/(d_п∙l_п )∙[0.174∙((1+2α)∙(1+α))/((1-α)^2∙α)+0.636/(1-α)]∙[0.1-(α-0.4)^3 ];
σ_i90=97,312 МПа.
1.8 Расчет шатунной группы
Конструкция шатунов, применяемых в автомобильных и тракторных двигателях, разнообразна и зависит в основном от типа двигателя и расположения цилиндров. Расчетными элементами шатунной группы являются поршневая и кривошипная головка, стержень шатуна и шатунные болты.
При работе шатун подвергается воздействию знакопеременных газовых и инерционных сил, а в отдельных случаях эти силы создают ударные нагрузки. Поэтому шатуны изготавливают из марганцовистых хромоникелевых сталей с содержанием углерода от 0,3 до 0,45 %.
Рисунок 1.22 – Расчётная схема шатуна
1.8.1 Расчет поршневой головки шатуна
Основные данные для расчетов:
диаметр поршневого пальца d_п=30.425 мм;
длина верхней головки шатуна l_ш=45 мм;
наружный диаметр головки шатуна 〖 d〗_г=38 мм;
внутренний диаметр головки шатуна d=27,5 мм;
радиальная толщина стенки головки h_г=5,25 мм.
Материал шатуна – сталь 45Г2; E_ш=2.2∙〖10〗^5 МПа; α_г=1∙〖10〗^(-5) 1/К.
Предел прочности σ_в=800 МПа.
Пределы усталости:
при изгибе σ_1=350 МПа;
при растяжении – сжатии σ_1р=210 МПа;
Предел текучести: σ_Т=420 МПа.
Коэффициенты приведения цикла:
при изгибе α_σ=0.17;
при растяжении – сжатии α_σ1=0.12.
Материал втулки – бронза E_в=1.15∙〖10〗^5 МПа; α_в=1.8∙〖10〗^(-5) 1/К.
При изгибе:
β_σ=σ_1/σ_Т ;
β_σ=0.833;
((β_σ-α_σ ))/((1-β_σ ) )=3,98.
При растяжении – сжатии:
β_σ1=σ_1р/σ_Т .
β_σ1=0.5;
((β_σ1-α_σ1 ))/((1-β_σ1 ) )=0.76.
Расчет сечения I – I:
Масса части головки выше сечения I – I:
m_(в.г)=0.08∙m_ш;
m_(в.г)=0,070 кг.
Максимальное напряжение пульсирующего цикла:
σ_max=((m_г+m_(в.г) )∙ω_(xx.max)^2∙R∙(1-λ))/(2∙l_ш∙h_г );
σ_max=44,413 МПа.
Среднее напряжение и амплитуда цикла:
σ_a0=σ_max/2;
σ_a0=22,206 МПа;
σ_m0=σ_a0;
σ_m0=22,206 МПа.
Эффективный коэффициент концентрации напряжений:
k_σ=1.2+1.8∙〖10〗^(-4)∙(σ_в-400);
k_σ=1.272.
Масштабный коэффициент ε_м=0,86.
Коэффициент поверхностной чувствительности ε_п=0,9;
σ_ak0=(σ_a0∙k_σ)/(ε_п∙ε_м );
σ_ak0=36,494 МПа,
так как
σ_ak0/σ_m0 =1,64> ((β_σ1-α_σ1 ))/((1-β_σ1 ) )=0.89
то запас прочности в сечении I – I определяется по пределу усталости:
n_σ=σ_1р/((σ_ak0+α_σ1∙σ_m0 ) );
n_σ=5,362.
Напряжение от запрессованной втулки:
суммарный натяг:
∆_t=d∙(α_в-α_г )∙∆Т,
где ∆=0.04 мм — натяг посадки бронзовой втулки;
∆Т=110 К – средняя температура подогрева головки и втулки;
∆_t=0.084 мм;
∆_Σ=∆+∆_t;
∆_Σ=0.124 мм.
Удельное давление на поверхности соприкосновения втулки с головкой:
P=∆_Σ/(d∙(((〖d_г〗^2+d^2)/(〖d_г〗^2-d^2 )+μ)/E_ш +((d^2+〖d_п〗^2)/(d^2-〖d_п〗^2 )-μ)/E_в ) ) ,
где μ=0.3 — коэффициент Пуансона;
P=43,265 МПа.
Напряжение от суммарного натяга на внешней поверхности головки:
допустимое значение |σ_a |=100….150 МПа;
σ_a=(P∙2∙d^2)/(〖d_г〗^2-d^2 );
σ_a=95,148 МПа.
Напряжение от суммарного натяга на внутренней поверхности головки:
допустимое значение |σ_i |=100….150 МПа;
σ_i=P∙(〖d_г〗^2+d^2)/(〖d_г〗^2-d^2 );
σ_i=138,414 МПа.
Расчет сечения А-А на изгиб:
Максимальная сила, растягивающая головку:
P_jп=-m_г∙R∙ω^2∙(1+λ);
P_jп=-19398 Н.
Нормальная сила и изгибающий момент в сечении 0 – 0:
N_j0=-P_jп∙(0.572-0.0008∙φ_(ш.з.) ),
где φ_(ш.з.)=105 — угол заделки;
N_j0=9466,37 Н;
r_ср=(d_г+d)/4;
r_ср=16,37 мм;
M_j0=-P_jп∙r_ср∙(0.00033∙φ_(ш.з.)-0.0297);
M_j0=1,572 Н.
Нормальная сила и изгибающий момент в расчетном сечении от растягивающей силы:
N_(jφ_(ш.з.) )=N_j0∙cos(φ_(ш.з.) )-0.5∙P_jп∙(sin(φ_(ш.з.) )-cos(φ_(ш.з.) ));
N_(jφ_(ш.з.) )=9428,908 Н;
M_(jφ_(ш.з.) )=M_j0+N_j0∙r_ср∙(1-cos(φ_(ш.з.) ))+0.5∙P_jп∙(sin(φ_(ш.з.) )—cos(φ_(ш.з.) ));
M_(jφ_(ш.з.) )=2,185 Н∙м.
Напряжение на внешнем волокне от растягивающей силы:
F_г=(d_г-d)∙l_ш;
F_г=472,5〖мм〗^2;
F_в=(d-d_п )∙l_ш;
F_в=〖112,5 мм〗^2;
K=(E_ш∙F_г)/(E_ш∙F_г+E_в∙F_в );
K=0.889;
σ_aj=[K∙N_(jφ_(ш.з.) )+2∙M_(jφ_(ш.з.) )∙(6∙r_ср∙h_г)/(h_г∙(2∙r_ср+h_г ) )]∙〖10〗^(-6)/(l_ш∙h_г );
σ_aj=45,093 МПа.
Суммарная сила, сжимающая головку: φ=370;
P_сж=(p_z-p_0 )∙F_п-m_г∙R∙ω^2 [(cos(φ) )+(λ∙cos(2∙φ) )];
P_сж=30691,54Н.
Нормальная сила и изгибающий момент в расчетном сечении от сжимающей силы:
N_сж0=0.0009∙P_сж;
N_сж0=27,622 H;
M_сж0=P_сж∙r_ср∙0.00025;
M_сж0=0,125 Hм;
N_(сжφ_(ш.з.) )=P_сж∙[N_сж0/P_сж +(sin〖φ_(ш.з.) 〗/2-φ_(ш.з.)/π∙sin〖φ_(ш.з.)-1/π∙cos〖φ_(ш.з.) 〗 〗 )];
N_(сжφ_(ш.з.) )=171,872 Н;
M_(сжφ_(ш.з.) )=P_сж∙r_ср [M_сж0/(P_сж∙r_ср )+N_сж0/P_сж ∙-(sin〖φ_(ш.з.) 〗/2-φ_(ш.з.)/π∙sin〖φ_(ш.з.)-1/π∙cos〖φ_(ш.з.) 〗 〗 )];
M_(сжφ_(ш.з.) )=-1,7549 Нм.
Напряжение на внешнем волокне от сжимающей силы:
σ_(а.сж)=[2∙M_(сжφ_(ш.з.) )∙(6∙r_ср+h_г)/(h_г∙(2∙r_ср+h_г ) )+K∙N_(сжφ_(ш.з.) ) ]∙〖10〗^(-6)/(l_ш∙h_г );
σ_(а.сж)=-7,060 МПа.
Максимальное и минимальное напряжения ассиметричного цикла:
σ_max=σ_a+σ_aj;
σ_max=140,242 МПа;
σ_min=σ_a+σ_(а.сж);
σ_min=102,209 МПа.
Среднее напряжение и амплитуда напряжений:
σ_m=(σ_max+σ_min)/2;
σ_m=121,225 МПа;
σ_a=(σ_max-σ_min)/2;
σ_a=19,016 МПа;
σ_ak=σ_(a∙k_σ )/(ε_п∙ε_м );
σ_ak=31,251 МПа,
так как
σ_ak/σ_m =0,257< ((β_σ-α_σ ))/((1-β_σ ) )=0,89,
то, запас прочности в сечении A – A определяется по пределу текучести:
n_σ=σ_T/((σ_ak+σ_m ) ),
n_σ=2,754.
1.8.2 Расчет кривошипной головки шатуна
Основные данные для расчета:
масса шатунной группы m_ш=1.178кг;
диаметр шатунной шейки d_шш=56 мм;
толщина стенки вкладыша t_в=2 мм;
расстояние между шатунными болтами С_б=78,4 мм;
длина кривошипной головки шатуна l_к=40 мм;
масса крышки m_кр=0.294 кг.
Максимальная сила инерции, направленная на изгиб крышки нижней головки шатуна:
P_jp=R∙(ω_(xx.max)^2 )∙[(m_г+m_(ш.п.) )∙(1+λ)+(m_(ш.к.)-m_кр )];
P_jp=0.036 МН.
Внутренний радиус нижней головки:
r_1=0.5∙(d_шш+2∙t_в );
r_1=30 мм.
Момент сопротивления расчетного сечения крышки без учета ребер жесткости:
W_из=(l_к∙(0.5∙С_б-r_1 ))/6;
W_из=5,642∙〖10〗^(-3) м^3.
Моменты инерции вкладыша и крышки:
J_в=l_к∙〖t_в〗^3;
J= 3,11∙〖10〗^(-8) м^4;
J=l_к∙(0.5∙С_б-r_1 );
J_в= 3,2∙〖10〗^(-10) м^4.
Суммарная площадь крышки и вкладыша в расчетном сечении:
F_г=l_к∙0.5(С_б-d_шш );
F_г=0.0004 м^2.
Напряжение изгиба крышки нижней головки и вкладыша подшипника:
допустимое значение |σ_из |=100….300 МПа;
σ_из=-P_jp∙[(0.023∙С_б)/((1+J_в/J)∙W_из )+0.4/F_г ];
σ_из=148,955 МПа.
1.8.3 Расчет стержня шатуна
Основные данные для расчета:
размер сечения h_шmin=19мм;
размер сечения h_ш=45,6 мм;
размер сечения b_ш=24,75мм;
размер сечения a_ш=4 мм;
размер сечения t_ш=4 мм;
внутренней диаметр шатунной шейки d_1=60мм.
Площадь и моменты инерции расчетного сечения В – В:
F_ср=[h_ш∙b_ш-(b_ш-a_ш )∙(h_ш-2∙t_ш )];
F_ср= 348.4 мм^2;
J_x=(〖h_ш〗^3∙b_ш-(b_ш-a_ш )∙(h_ш-2∙t_ш )^3)/12;
J_x=103645 〖мм〗^4;
J_y=(h_ш∙〖b_ш〗^3-(b_ш-a_ш )^3∙(h_ш-2∙t_ш )^3)/12;
J_y= 29617 〖мм〗^4.
Напряжение в сечении В – В от действия на сжатие суммарных сил:
в плоскости качания шатуна:
K_x=1+σ_в/(π^2∙E_ш )∙〖L_ш〗^2/J_x ∙F_ср;
K_x=1,041;
P_сж=(p_z-p_0 )∙F_п-m_j∙R∙ω^2 [(cos(φ) )+(λ∙cos(2∙φ) )];
P_сж=0.008 МН;
σ_(max.x)=(K_x∙P_сж)/F_ср ;
σ_(max.x)=24.325 МПа.
в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна:
L_1=L_ш-(d+d_1)/2;
L_1=107,25 мм;
K_y=1+σ_в/(π^2∙E_ш )∙〖L_1〗^2/(4∙J_y )∙F_ср;
K_y=1.012;
P_р=[p_r∙F_п-m_г∙R∙ω^2∙(1+λ)];
P_р=-0.026 МН;
σ_(max.y)=(K_y∙P_сж)/F_ср ;
σ_(max.y)=23,650 МПа.
Минимальное напряжение от растягивающей силы:
σ_min=P_р/F_ср ;
σ_min=-76.557 МПа.
Средние напряжения и амплитуды цикла:
σ_(m.x)=(σ_(max.x)+σ_min)/2;
σ_(m.x)=-26,116 МПа;
σ_(m.y)=(σ_(max.y)+σ_min)/2;
σ_(m.y)=-26,449 МПа;
σ_(a.x)=(σ_(max.x)-σ_min)/2;
σ_(a.x)=50,441 МПа;
σ_(a.y)=(σ_(max.y)-σ_min)/2;
σ_(a.y)=50,107 МПа;
σ_(ak.x)=(σ_(a.x)∙k_σ)/(ε_п∙ε_м );
σ_(ak.x)=70,507 МПа;
σ_(ak.y)=(σ_(a.y)∙k_σ)/(ε_п∙ε_м );
σ_(ak.y)=70,040 МПа,
так как
σ_(ak.x)/σ_(m.x) =2,69 > ((β_σ1-α_σ1 ))/((1-β_σ1 ) )=0,86,
то запасы прочности в сечении B – B определяется по пределу усталости:
n_(σ.x)=σ_1р/((σ_(ak.y)+α_σ1∙σ_(m.y) ) );
n_(σ.x)=3,116;
n_(σ.y)=σ_1р/((σ_(ak.y)+α_σ1∙σ_(m.y) ) );
n_(σ.y)=3,140.
1.8.4 Расчет шатунных болтов
Основные данные для расчета:
число болтов i_б=2;
диаметр болта d=10 мм;
шаг резьбы t=1 мм;
Материал – сталь 40ХН:
предел прочности σ_в=980 МПа;
предел текучести σ_т=800МПа ;
предел усталости при растяжении – сжатии σ_1р=300 МП;
коэффициент приведения при растяжении – сжатии: α_σ=0.17;
β_σ=σ_1p/σ_Т ;
β_σ=0.375;
((β_σ-α_σ ))/((1-β_σ ) )=0,328.
Сила предварительной затяжки болтов:
P_пр=(2.2∙P_jp)/i_б ;
P_пр=0.045 МН.
Суммарная сила, растягивающая болт:
коэффициент основной нагрузки резьбового соединения: χ=0.2;
P_р=P_пр+(χ∙P_jp)/i_б ;
P_р=0.049 МН.
Максимальное и минимальное значение напряжения в болтах:
d_в=d-1.4∙t;
d_в=8.6 мм;
σ_max=(4∙P_р)/(π∙〖d_в〗^2∙〖10〗^(-6) );
σ_max=76,092 МПа;
σ_min=(4∙P_пр)/(π∙〖d_в〗^2∙〖10〗^(-6) );
σ_min=70,456 МПа.
Среднее значение напряжения и амплитуды цикла:
σ_m=(σ_max+σ_min)/2;
σ_m=73,274 МПа;
σ_a=(σ_max-σ_min)/2;
σ_a=2,818 МПа;
k_σ=1+q∙(α_(k_σ )-1);
k_σ=2,6; α_(k_σ )=3; q=0,8 ;
σ_ak=(σ_a∙k_σ)/(ε_п∙ε_м );
σ_ak=8,935 МПа,
так как
σ_(ak.y)/σ_(m.y) < ((β_σ1-α_σ1 ))/((1-β_σ1 ) ),
то запас прочности болта определяется по пределу усталости:
n_(σ.x)=σ_T/((σ_(ak.)+σ_(m.y) ) );
n_(σ.x)=9,731.
1.9 Расчет корпуса двигателя
У большей части современных автомобильных и тракторных двигателей блок цилиндров выполнен заодно с верхней частью картера и называется блок-картерном. К блок-картеру крепят и в нем размещают различные механизмы и отдельные детали двигателя. При работе двигателя блок-картер воспринимает значительные динамические и тепловые нагрузки. Схема передачи сил давления газов через элементы блока определяет силовую схему блок-картера. В современных автомобильных и тракторных двигателях наибольшее распространение получили следующие силовые схемы: с несущим блоком цилиндров; с несущим блоком рубашек и с несущими силовыми шпильками.
1.9.1 Расчёт блока цилиндров
Конструкция блока цилиндров и его габаритные размеры определяются назначением, условиями работы и мощностью двигателя. Для расчета принимаем материал корпуса – чугун. Толщина перегородок чугунного блока и стеной жидкостной рубашки обычно не превышает 4 – 7 мм, а толщина перегородок и стенок верхней половины картера 5 – 8 мм. Для однорядного карбюраторного двигателя с однопролетным коленчатым валом и с подшипниками качения отношение
L_0/D=1,3.
1.9.2 Расчёт гильза цилиндров
Основные данные для расчета:
толщина стенки гильзы цилиндра δ_г=8 мм;
температурный перепад между внутренней
и наружной поверхностями гильзы ∆Т=110 К;
Материал гильзы цилиндра – чугун:
допустимое напряжение на растяжение для чугуна σ_z=60 МПа
Расчетная толщина стенки гильзы:
δ_(г.р.)=0.5∙D∙[√(((σ_z+0.4∙P_z ))/((σ_z-1.3∙P_z ) ))-1];
δ_(г.р.)=5,027мм.
Напряжение растяжения в гильзе от действия максимального давления газов:
допустимое значение |σ_р |=30…60 МПа;
σ_р=(P_z∙D)/(2∙δ_г );
σ_р=40,111 МПа.
Температурные напряжения в гильзе:
σ_t=(E∙α_ц∙∆Т)/(2∙(1-μ) ),
где μ=0.25;
σ_t=88 МПа.
Суммарные напряжения в гильзе от давления газов и перепада температур:
допустимое значение |σ_Σ^’ |=100….130 МПа;
на наружной поверхности:
σ_Σ^’=σ_р+σ_t;
σ_Σ^’=128,111МПа.
на внутренней поверхности:
σ_Σ^»=σ_р-σ_t;
σ_Σ^»=-47,888 МПа.
1.9.3 Расчёт головки блока цилиндров
Толщина нижней опорной стенки головки:
δ_гол=1.5+0.09∙D;
δ_гол=9 мм.
Толщина стенок жидкостной рубашки:
δ_р=2.2+0.03∙D;
δ_р=5,2мм.
1.9.4 Расчет шпильки головки блока
Основные данные для расчета:
Материал шпильки – сталь 30Х
предел текучести σ_т=700 МПа
предел усталости при растяжении – сжатии σ_1р=260 МПа
коэффициент приведения цикла при
растяжении – сжатии α_σ=0,14
количество шпилек на один цилиндр i_шш=4
коэффициент затяжки шпильки для соединения
с прокладками m=0,3
коэффициент основной нагрузки резьбового
соединения χ=0,2
номинальный диаметр шпильки d=12 мм
шаг резьбы t=1мм
внутренний диаметр резьбы шпильки d_в=10,6 мм
β_σ=σ_1p/σ_Т ;
β_σ=0,371;
((β_σ-α_σ ))/((1-β_σ ) )=0,368.
Проекция поверхности камеры сгорания на площадь, перпендикулярную оси цилиндра при верхнем расположении клапанов:
F_к=1.25∙F_п;
F_к=0,009м^2.
Сила давления газов на одну шпильку:
P_zmax^’=(P_z∙F_к)/i_шш ;
P_zmax^’=0,015 МН.
Сила предварительной затяжки:
P_пр=m∙(1-χ)∙P_zmax^’;
P_пр=0,037 МН.
Суммарная сила, растягивающая шпильку, без учета силы P_t:
P_рmax=P_пр+χ∙P_zmax^’;
P_рmax= 0,049 МН.
Минимальная сила, растягивающая шпильки:
P_рmin=P_пр
P_рmin=0,045МН
Площадь сечения шпильки по внутреннему диаметру:
F_0р=(π∙(d_в )^2)/4;
F_0р=0,00009 м^2.
Максимальные и минимальные напряжения, возникающие в шпильке:
σ_max=P_рmax/F_0р ;
σ_max=555,891 МПа;
σ_min=P_рmin/F_0р ;
σ_min=520,192 МПа.
Среднее значение напряжения и амплитуды цикла:
σ_m=(σ_max+σ_min)/2;
σ_m=538,042 МПа;
σ_a=(σ_max-σ_min)/2;
σ_a=17,849 МПа,
где
k_σ=1+q∙(α_(k_σ )-1);
k_σ=3,4;
σ_ak=(σ_a∙k_σ)/(ε_п∙ε_м );
σ_ak=8,935 МПа,
так как
σ_ak/σ_m > ((β_σ-α_σ ))/((1-β_σ ) ),
то запас прочности болта определяется по пределу текучисти:
n_(σ.x)=σ_1p/((σ_ak+α_σ∙σ_m ) );
n_σ=1,143.
1.10 Расчет элементов системы охлаждения
Охлаждение двигателя применяется в целях принудительного отвода теплоты от нагретых деталей для обеспечения оптимального теплового состояния двигателя и его нормальной работы. Большая часть отводимой теплоты воспринимается системой охлаждения меньшая – системой смазки и непосредственно окружающей средой.
В зависимости от рада используемого теплоносителя в автомобильных и тракторных двигателях применяют систему жидкостного или воздушного охлаждения. В качестве жидкого охлаждающего вещества используют воду и некоторые другие высококипящие жидкости, а в системе воздушного охлаждения – воздух.
1.10.1 Расчет жидкостного насоса двигателя
Основные данные для расчета
средняя теплоемкость жидкости c_ж=4187 Дж/(кг∙К) ;
средняя плотность жидкости ρ_ж=1000 кг/м^3 ;
напор создаваемый насосом р_ж=120000 МПа;
частота вращения насоса n_(в.п.)=4600 〖мин〗^(-1);
температурный перепад жидкости при
принудительной циркуляции ∆Т=9,6 К;
коэффициент подачи насоса η=0,82;
скорость жидкости на входе в насос с_1=1,8 м/с;
радиус ступицы крыльчатки r_0=0,01 м;
Число лопаток в крыльчатке насоса z=4;
толщина лопаток у входа δ_1=0,003 м;
Количество теплоты, отводимой от двигателя
жидкостью Q_ж=29136 Дж/с;
Гидравлический КПД насоса η_h=0,65;
Толщина лопаток на выходе δ_2=0,003 м;
Механичкский КПД жидкостного насоса η_м=0,82;
Количество теплоты, отводимой от двигателя и передаваемого от жидкости к охлаждающему воздуху Q_возд=29136 Дж/с;
Средняя теплоемкость воздуха: c_возд=1000 Дж/(кг∙К);
Температурный перепад воздуха в решетке
радиатора 〖∆Т〗_возд=24 К;
Средняя температура воздуха Т_(ср.возд)=325 К;
Коэффициент теплопередачи для радиаторов л/а К=160;
Скорость воздуха перед фронтоном радиатора ω_возд=20 м/с;
КПД литого вентилятора η_в=0.6.