Содержание
Введение
1.Обзор существующих конструкций
1.1Обзор существующих бронированных автомобилей
1.2 Выбор конструкции коробки передач
2. Тяговый расчёт
2.1. Техническая характеристика автомобиля
2.2. Определение потребной мощности автомобиля
2.3. Выбор двигателя
2.4. Определение передаточных чисел трансмиссии
2.5. Определение диапазона коробки передач
2.6. Постороение тягово-динамической характеристики
2.7. Построение экономической характеристики
2.8. Построение характеристик ускорения
2.9. Построение характеристик разгона
З.Конструкторская часть
3.1 Проектный расчет коробки передач
3.1.1 Геометрия зубчатого зацепления
3.1.2 Силы в зацеплении
3.2 Проектный расчет привода дифференциала
3.2.1 Геометрия зубчатого зацепления
3.2.2 Силы в зацеплении
3.3 Проверочный расчет зубчатых колес коробки передач
3.3.1 Определение расчетных напряжений
3.4 Проверочный расчет зубчатых колес привода дифференциала
3.5 Расчёт валов
3.5.1 Предварительный расчёт валов
3.5.2 Уточнённый расчёт первичного вала
3.6 Расчет подшипников
3.7 Расчёт шлицевых соединений
3.8 Выбор смазки коробки передач
3.9 Инструкция по сборке коробки передач
4. Технологическая часть
4.1. Исходные данные по проекту
4.1.1 Анализ исходных данных
4.1.2 Материал детали и его свойства, масса детали
4.1.3 Анализ точности детали
4.2. Выбор заготовки и ее проектирование
4.3. Определение промежуточных размеров поверхностей заготовки для каждого перехода
4.3.1 Расчет размеров при обработке наружной поверхности
4.3.2 Расчет размеров при обработке внутренней поверхности
4.4 Выбор режущего и вспомогательного инструмента
4.4.1 Выбор режущего инструмента
4.4.2 Вспомогательный инструмент
4.5 Определение режимов резания
4.6 Нормирование операций
5. Экономическое обоснование проекта
5.1. Расчёт суммы капитальных вложений
5.2. Расчет текущих затрат и прогнозирование цены
5.3. Расчет эффективности
6. Безопасность жизнедеятельности
6.1. Введение
6.2. Идентификация опасных и вредных производственных факторов
6.3. Механические опасности и защита от них
6.4. Шум, вибрации и защита от них
6.5. Вентиляция, защита от пыли
6.6. Электробезопасность
6.7. Анализ условий труда
6.7.1 Освещение
6.7.2 Расчёт естественного освещения
6.7.3 Расчёт искусственного освещения
6.8. Отопление
6.9. Чрезвычайные ситуации
6.10. Пожарная безопасность
6.11. Природопользование и охрана окружающей среды (экологичность работы)
6.12. Перечень использованных ГОСТов и СНиП
Приложение
Состав чертежей
- Общий вид коробки передач (формат А1)
- Чертёж сборочный коробки передач (формат А1)
- Чертёжи разрезов коробки передач (формат А1х2)
- Эскизы узлов коробки передач (формат А2)
- Чертёж общего вида автомобиля (формат А1)
- Эскиз обработки шестерни привода дифференциала (формат А1)
- Лист кинематической схемы трансмиссии (формат А1)
- Рабочий чертеж детали шестерни привода дифференциала (формат А3)
Описание
В дипломной работе рассмотрена важность модернизации существующих типов автомобилей для развития отечественной военной техники. Сравнив несколько коробок передач, делаем вывод, что на данный автомобиль лучше будет установить механическую ступенчатую коробку перемены передач, с неподвижными осями валов и принудительным управлением. Выбор обосновывается тем, что такие коробки передач позволяют получить необходимый диапазон передаточных чисел при относительно небольших размерах и массе, имеют простую конструкцию, высокий коэффициент полезного действия, высокую надежность и живучесть, а также большой срок службы. В данной дпмлоной работе производится расчет двухвальной коробки передач с большим диапазоном, что позволяет эксплуатировать автомобиль с одноступенчатой раздаточной коробкой, при этом не сильно теряя в проходимости.
Дана характеристика автомобиля Урал-4320. Выполнен обзор существующих бронированных автомобилей. В ходе сравнения нескольких коробок передач выбрана конструкция коробки передач для модернизации бронированного автомобиля Урал-4320.
В процессе выполнения тягового расчёта представлена техническая характеристика автомобиля, определена потребная мощность и выполнен выбор двигателя. Определены передаточные числа трансмиссии и диапазон коробки передач. Построена тягово-динамическая характеристика. Выполнено построение экономической характеристики на высшей передаче. Представлены таблицы расчётов характеристик ускорений и разгона.
В конструкторской части выполнен проектный расчёт коробки передач с определением геометрии зубчатого зацепления и сил, действующих в зацеплении. Представлены таблицы проектного расчёта зубчатых колёс привода дифференциала и сил в зацеплении. Выполнены проверочные расчёты зубчатых колёс коробки передач и привода дифференциала. В ходе расчёта валов выполнены предварительный и уточнённый расчёты первичного вала. Рассчитаны подшипники и шлицевые соединения. Выбрана смазка коробки передач. Приложена инструкция по сборке коробки передач.
В технологической части представлен чертёж детали шестерни привода дифференциала. Определён среднесерийный тип производства для детали
“ Шестерня” с годовой программой выпуска 300 штук. Выбран материал детали, рассмотрены его свойства. Определена масса шестерни. Выполнен анализ точности детали. Выбрана заготовка и определены промежуточные размеры поверхностей заготовки для каждого перехода. Выполнен выбор режущего и вспомогательного инструментов. Определены режимы резания. Произведено нормирование операций.
Выполнено экономическое обоснование проекта. Рассчитаны суммы капитальных вложений и текущие затраты. Представлены таблицы проектной себестоимости конструктивного элемента и сравнительной калькуляции базового и проектируемого вариантов.
В разделе безопасности жизнедеятельности определены признаки опасных и вредных производственных факторов. Рассмотрены требования защиты от механических опасностей, шума, вибрации, пыли, электрического тока. Выполнен расчёт естественного и искусственного освещений. Рассмотрены вопросы отопления. Предложены мероприятия защиты в чрезвычайных ситуациях и при пожарной опасности. Изучены вопросы природопользования и охраны окружающей среды.
Отрывок для примера из дипломной работы:
3.1 Проектный расчет коробки передач.
При проектировании коробок передач их основные размеры предварительно выбирают на основе статистического анализа существующих конструкций, а затем уточняют на основе прочностных и геометрических проверочных расчетов.
3.1.1 Геометрия зубчатого зацепления.
Геометрические параметры передач расчитываем в соответствии с рекомендациями [3]
Межосевое расстояние :
где Мвых – крутящий момент на вторичном валу на первой передаче.
Из стандартного ряда межосевое расстояние принимается
Рабочая ширина зубчатых венцов.
bw =(0,18…0,23)∙aw = 32,4…41,2 мм. (3.1)
Нормальный модуль зубчатых колес[3].
Для грузовых автомобилей большой грузоподъемности модуль зацепления выбирают из диапазона 4,25…6 мм
Учитывая большой входной крутящий момент принимаем m = 5 мм.
Исходный контур зубчатых колес.
Исходный контур зубчатых колес выбирают по ГОСТ 13755-81, согласно которому для цилиндрических зубчатых колес установлены следующие значения: угол профиля зуба: α =200— для пар зубчатых колес, высота головки зуба: h =1 мм. Радиальный зазор: с = 0,25 мм.
Угол наклона зубьев.
Для коробок передач грузовых автомобилей среднее значение углов наклона зубьев β = (22±5)0 [3].
Угол наклона зубьев β задается предварительно, затем уточняется по формуле[2].
Суммарное число зубьев передачи[2].
Для прямозубой передачи:
Для косозубой передачи:
Число зубьев шестерни[2].
Число зубьев колеса[2].
3Фактическое передаточное отношение[2]
Диаметры делительных окружностей [2]
Для прямозубой передачи:
- а) для шестерни:
- б) для колеса:
Для косозубой передачи:
- а) для шестерни:
- б) для колеса:
Диаметры окружностей вершин зубьев
- а) для шестерни:
- б) для колеса:
Диаметры окружностей вершин зубьев
- а) для шестерни:
- б) для колеса:
Окружная скорость в зацеплении[2]
Степень точности передачи
Степень точности nст передачи назначается по таблице 1.3 [2].
Результаты расчетов, выполненных по формулам 3.1 — 3.16 приведены в
таблице 3.1 и таблице 3.2.
Таблица 3.1 — Проектный расчет ведущих зубчатых колес.
Ведущие зубчатые колеса | ||||||
bw, мм | 36 | 36 | 36 | 34 | 34 | 34 |
— | 21,48 | 23,56 | 23,56 | 23,56 | 23,56 | |
72 | 67 | 66 | 66 | 66 | 66 | |
13 | 18 | 25 | 34 | 42 | 49 | |
0,24 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
4,54 | 2,72 | 1,64 | 0,94 | 0,57 | 0,35 | |
65 | 96,67 | 136,35 | 185,45 | 229,11 | 267,29 | |
77,4 | 106,67 | 146,35 | 195,45 | 239,11 | 277,29 | |
54,9 | 84,17 | 120,85 | 172,95 | 216,61 | 254,29 | |
, м/с | 6,46 | 9,61 | 13,56 | 18,44 | 22,78 | 26,57 |
nст | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Таблица 3.2 — Проектный расчет ведомых зубчатых колес.
Ведомые зубчатые колеса |
||||||
bw, мм |
34 |
34 |
34 |
32 |
32 |
32 |
— |
21,48 |
23,56 |
23,56 |
23,56 |
23,56 |
|
72 |
67 |
66 |
66 |
66 |
66 |
|
59 |
49 |
41 |
32 |
24 |
17 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
4,54 |
2,72 |
1,64 |
0,94 |
0,57 |
0,35 |
|
295 |
263,33 |
223,65 |
174,65 |
130,89 |
92,71 |
|
305 |
273,33 |
233,65 |
195,45 |
140,89 |
102,71 |
|
282,5 |
250,83 |
211,15 |
172,95 |
118,39 |
80,21 |
|
, м/с |
6,46 |
9,61 |
13,56 |
18,44 |
22,78 |
26,57 |
nст |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
3.1.2 Силы в зацеплении
Окружная сила[2]: Радиальная сила[2]: Осевая сила[2]:
Результаты расчетов, выполненных по формулам 3.17 — 3.19 приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Силы в зацеплении
Зубчатая пара |
||||||
39,23 |
26,38 |
18,7 |
13,75 |
11,13 |
9,54 |
|
14,28 |
10,32 |
7,43 |
5,46 |
4,42 |
3,79 |
|
– |
10,38 |
8,15 |
5,98 |
4,85 |
4,16 |
3.2 проектный расчет привода дифференциала
3.2.1 Геометрия зубчатого зацепления
Расчет зубчатых колес производится аналогично методике приведенной выше, результаты занесены в таблицу 3.4
Таблица 3.4 — Проектный расчет зубчатых колес привода дифференциала.
bw, мм |
60 |
58 |
25,47 |
25,47 |
|
65 |
65 |
|
21 |
44 |
|
0 |
0 |
|
2,05 |
2,05 |
|
5 |
5 |
|
116,31 |
253,69 |
|
126,31 |
253,69 |
|
103,81 |
231,19 |
|
, м/с |
34,08 |
34,08 |
nст |
7 |
7 |
3.2.2 Силы в зацеплении
Силы в зацеплении рассчитываются для каждой передачи аналогично пункту 3.1.2
Результаты сведены в таблицу 3.5
Таблица 3.5. Силы в зацеплении
Номер передачи |
||||||
73,48 |
44,03 |
26,51 |
15,22 |
9,22 |
5,66 |
|
35,01 |
20,95 |
12,62 |
7,24 |
4,39 |
2,69 |
|
26,74 |
16,01 |
9,64 |
5,53 |
3,35 |
2,06 |
3.3 Проверочный расчет зубчатых колес коробки передач
3.3.1Определение расчетных напряжений
Расчетное напряжение изгиба (МПа) [3].
YF – единичное напряжение изгиба;
Yε – коэффициент, зависящий от суммарной длины контактных линий и величины перекрытия;
KFα – коэффициент, который учитывает распределение нагрузки между зубьями, зависит от точности изготовления колеса;
KFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
KFV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении;
KFμ – коэффициент, учитывающий свойства смазок и характер работы
колеса в зацеплении;
KFx – коэффициент, учитывающий габаритные размеры зубчатого
колеса, зависит от диаметра зубчатого колеса.
Единичное напряжение изгиба рассчитывается по формуле[3]:
где YF0 – коэффициент напряжения изгиба при х = 0;
Kα – зависит от угла профиля исходного контура;
Kρ – учитывает радиус переходной кривой;
По ГОСТ 13.755-81 Kα = 1; Kρ = 1;
Кτ – учитывает перераспределение толщины зубьев шестерни и колеса, для цилиндрических передач, Кτ = 1;
KU – учитывает параметры парного зубчатого колеса
Параметры парного зубчатого колеса:
где ZФ – фактическое число зубьев;
ZV – эквивалентное число зубьев:
Эквивалентное число зубьев:
Коэффициент, зависящий от суммарной длины контактных линий и величины перекрытия:
для прямозубых передач: Yε = 1
для косозубых где – коэффициент осевого перекрытия
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Зависит от точности изготовления колеса. KFα = 1
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки по ширине венца
где Kβ0 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки в начальный период работы колеса
KFw – коэффициент, учитывающий влияние приработки зубьев,
Kβ0 зависит от
KFw зависит от окружной скорости.
коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении
где KVΔ , KVe – коэффициенты, обусловленные погрешностями зубчатых колёс, зависят от окружной скорости V.
Коэффициент, учитывающий свойства смазок и характер работы колеса в зацеплении
KFμ1 = 1,05 (для ведущих зубчатых колёс внешнего зацепления);
KFμ2 = 0,95 (для ведомых зубчатых колёс)
Предельное напряжение изгиба (при базе испытаний NF0 циклов)
σFPO= YRKFС (3.28)
где σ 0Flim – характеризует выносливость материала, σ 0Flim = 420 МПа;
YR – особенность обработки зубьев, YR = 1;
KFС – учитывает характер нагружения зубьев;
Если σF<0,95σFPO, расчет заканчивают, если σF≥0,95σFPO, расчет продолжают.
Ресурс по усталости при изгибе, обеспечивающий 1 км пробега,
R1F= N1FE, (3.29)
где mF — показатель кривой усталости при изгибе; N1FE — эквивалентное число циклов перемены напряжения, приходящихся на 1 км пробега автомобиля.
Последняя формула справедлива при работе зубчатого колеса только на одной передаче.
Ресурс по усталости при изгибе, обеспечивающий 1 км пробега при работе на нескольких передачах
R1F =Σ N1FEi, (3.30)
где N1FEi — эквивалентное число циклов перемены напряжения на 1 км пробега при работе на i-й передаче.
Общий ресурс зубчатого колеса
RFlim= NF0 (3.31)
где σFP0 – продольное напряжение изгиба при базовом числе циклов;
NF0 – базовое число циклов, NF0 = 4∙106
Пробег автомобиля (км) до усталостной поломки зуба
LF= RFlim/R1F. (3.32)
Допускаемое напряжение изгиба
σFP=σFPOKFL (3.33)
где KFL — коэффициент долговечности.
Результаты расчетов, выполненных по формулам 3.20 — 3.33 приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.6 – Расчет зубчатых колес на изгиб
Ведущие зубчатые колёса |
||||||
№ колеса |
Z1 |
Z3 |
Z5 |
Z7 |
Z9 |
Z11 |
ZV |
13 |
19 |
27 |
37 |
46 |
53 |
Ku |
0,8150 |
0,9916 |
0,9886 |
0,9919 |
0,9898 |
0,9921 |
YF0 |
3,38 |
3,00 |
2,67 |
2,45 |
2,40 |
2,53 |
YF |
2,7547 |
2,9748 |
2,6396 |
2,4302 |
2,3755 |
2,3658 |
εα |
— |
1,02 |
0,99 |
0,97 |
0,94 |
0,98 |
Yε |
1 |
0,99 |
1 |
1,01 |
1,03 |
1 |
KFα |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ψbd |
0,96 |
0,57 |
0,38 |
0,26 |
0,21 |
0,67 |
Kβ0 |
1,25 |
1,13 |
1,07 |
1,05 |
1,14 |
1,16 |
KFw |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
KFβ |
1,25 |
1,13 |
1,07 |
1,05 |
1,14 |
1,16 |
KVΔ |
1,11 |
1,10 |
1,15 |
1,23 |
1,38 |
1,12 |
KVe |
1,18 |
1,27 |
1,34 |
1,40 |
1,40 |
1,21 |
KFV |
1,31 |
1,39 |
1,54 |
1,72 |
1,93 |
1,36 |
KFμ |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
KFx |
1,04 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
1,04 |
σF , МПа |
834,67 |
657,04 |
436,68 |
337,43 |
350,82 |
344,15 |
σ0F lim , МПа |
420 |
420 |
420 |
420 |
420 |
420 |
YR |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
KFC |
1,14 |
1,14 |
1,14 |
1,14 |
1,3 |
1,14 |
σFР0 , МПа |
478,8 |
478,8 |
478,8 |
478,8 |
546,0 |
478,8 |
NFO |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
RF lim |
5,21∙1030 |
5,21∙1030 |
5,21∙1030 |
5,21∙1030 |
1,72∙1031 |
5,21∙1030 |
γi , % |
0,7 |
2 |
8,3 |
24 |
65 |
0,5 |
KПF |
0,0025 |
0,0025 |
0,0025 |
0,0025 |
0,0027 |
0,00063 |
R1F |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
LF , км |
6,67∙104 |
6,67∙104 |
6,67∙104 |
6,67∙104 |
2,20∙105 |
2,15∙105 |
NFE |
1,15∙105 |
1,03∙106 |
4,06∙107 |
4,1∙108 |
2,91∙108 |
2,87∙106 |
KFL |
1,48 |
1,16 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1,39 |
σFР , МПа |
708,62 |
555,41 |
430,92 |
430,92 |
491,40 |
665,53 |
σFmax , МПа |
1669,22 |
1314,08 |
873,36 |
674,86 |
701,64 |
1172,24 |
σFlimM , МПа |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
Ведомые зубчатые колёса |
||||||
№ колеса |
Z2 |
Z4 |
Z6 |
Z8 |
Z10 |
Z12 |
ZV |
59 |
50 |
45 |
35 |
26 |
19 |
Ku |
0,8150 |
0,9906 |
0,9913 |
0,9904 |
0,9914 |
0,8150 |
YF0 |
2,29 |
2,31 |
2,33 |
2,34 |
2,35 |
2,30 |
YF |
1,8664 |
2,2784 |
2,3097 |
2,3175 |
2,3297 |
1,8745 |
εα |
— |
0,97 |
0,94 |
0,91 |
0,89 |
0,91 |
Yε |
1 |
1,01 |
1,03 |
1,05 |
1,12 |
1,06 |
KFα |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ψbd |
0,12 |
0,12 |
0,13 |
0,15 |
0,17 |
0,10 |
Kβ0 |
1,05 |
1,05 |
1,055 |
1,06 |
1,03 |
1,04 |
KFw |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
KFβ |
1,05 |
1,05 |
1,055 |
1,06 |
1,03 |
1,04 |
KVΔ |
1,13 |
1,11 |
1,20 |
1,29 |
1,38 |
1,34 |
KVe |
1,22 |
1,31 |
1,38 |
1,40 |
1,40 |
1,40 |
KFV |
1,38 |
1,45 |
1,66 |
1,81 |
1,93 |
1,44 |
KFμ |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
KFx |
1,06 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
σF , МПа |
422,79 |
417,93 |
348,33 |
287,72 |
230,14 |
270,12 |
σ0F lim , МПа |
420 |
420 |
420 |
420 |
420 |
420 |
YR |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
KFC |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,14 |
1,3 |
σFР0 , МПа |
546,0 |
546,0 |
546,0 |
546,0 |
478,8 |
546,0 |
NFO |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
4∙106 |
RF lim |
1,72∙1031 |
1,72∙1031 |
1,72∙1031 |
1,72∙1031 |
5,21∙1030 |
1,72∙1031 |
γi , % |
0,7 |
2 |
8,3 |
24 |
65 |
0,5 |
KПF |
0,0025 |
0,0025 |
0,0025 |
0,0025 |
0,0027 |
0,00063 |
R1F |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
LF, км |
2,20∙105 |
2,20∙105 |
2,20∙105 |
2,20∙105 |
6,67∙104 |
2,20∙105 |
NFE |
5,43∙106 |
6,02∙107 |
3,1∙108 |
1,73∙109 |
1,29∙1010 |
3,28∙107 |
KFL |
0,97 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
σFР , МПа |
529,62 |
491,40 |
491,40 |
491,40 |
430,92 |
491,40 |
σFmax , МПа |
845,58 |
835,86 |
696,66 |
575,44 |
460,28 |
475,26 |
σFlimM , МПа |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
Определение контактных напряжений зубьев при изгибе[3].
Расчётное контактное напряжение
где Ft – окружная сила;
dW1 – начальный диаметр шестерни;
ZH – единичное контактное напряжение;
Zε – коэффициент, зависящий от суммарной длины контактных линий и величины перекрытия;
KH α – коэффициент, который учитывает распределение нагрузки между зубьями, зависит от точности изготовления колеса;
KH β – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
KHV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении;
KH μ – коэффициент, учитывающий свойства смазок и характер работы колеса в зацеплении;
KH x – коэффициент, учитывающий габаритные размеры зубчатого колеса, зависит от диаметра зубчатого колеса.
Единичное контактное напряжение рассчитывается по формуле:
где αtw – угол зацепления в торцевой плоскости;
cos2 β = 1 (для прямозубых передач).
Коэффициент, зависящий от суммарной длины контактных линий и величины перекрытия:
для прямозубых передач: Zε = 1 ;
для косозубых передач
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца:
где Kβ0 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки в начальный период работы колеса, зависит от ψbd ;
KHw– коэффициент, учитывающий влияние приработки зубьев, зависит от окружной скорости V.
Предельное контактное напряжение
где ПH lim b – параметр предела контактной выносливости,
ПH lim b = 21 МПа;
ZR — определяется шероховатостью поверхности, ZR = 1.
Общий ресурс зубчатого колеса:
где ПНP0 – предельное контактное напряжение при базовом числе циклов;
NН0 – базовое число циклов, NН0 = 1,2∙108
где ПHi – максимальное контактное напряжение на передаче;
mH – показатель кривой контактной усталости, mН = 3;
Yi – относительный пробег на передаче;
KПHi – коэффициент пробега.
Пробег автомобиля (км) до появления прогрессирующего выкрашивания поверхности зуба:
Допускаемое контактное напряжение:
где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материала зубчатых колёс трансмиссии, ZM = 275;
KНL – коэффициент долговечности.
Коэффициент долговечности:
гдe NНE – эквивалентное число циклов.
где L0 – планируемый пробег автомобиля до капитального ремонта, L0 = 200000 км.
Максимальное расчётное контактное напряжение:
Результаты расчетов, выполненных по формулам 3.34 — 3.45 приведены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 – Расчет зубчатых колес на контактную прочность
Ведущие зубчатые колёса | |||||||
№ колеса | Z1 | Z3 | Z5 | Z7 | Z9 | Z11 | |
ZH | 3,539 | 3,085 | 3,449 | 4,043 | 4,604 | 4,705 | |
εβ | — | 1,09 | 1,09 | 1,09 | 1,09 | — | |
Zε | 1 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 1 | |
KHα | 1 | 1,33 | 1,33 | 1,33 | 1,33 | 1 | |
Ψbd | 0,96 | 0,57 | 0,38 | 0,26 | 0,21 | 0,67 | |
Kβ0 | 1,25 | 1,13 | 1,07 | 1,05 | 1,14 | 1,16 | |
KHw | 0,91 | 0,98 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
KHβ | 1,118 | 1,127 | 1,07 | 1,05 | 1,14 | 1,16 | |
KHV | 1,14 | 1,18 | 1,24 | 1,31 | 1,39 | 1,17 | |
KHμ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
KHx | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
ПН, МПа | 87,79 | 46,69 | 25,84 | 16,55 | 15,48 | 86,64 | |
ПH limb, МПа | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | |
ZR | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
ПНР0 , МПа | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | |
NHO | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | |
RH lim | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | |
γi , % | 0,5 | 2 | 15 | 25 | 35 | 22 | |
KПH | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,021 | 0,01 | |
R1H | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | |
LH , км | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | |
NHE | 1,97∙106 | 1,3∙107 | 7,7∙107 | 2,93∙108 | 3,59∙108 | 2,05∙106 | |
KHL | 3,93 | 2,09 | 1,15 | 0,9 | 0,9 | 3,88 | |
σHР , МПа | 2438,06 | 1777,95 | 1318,85 | 1166,73 | 1166,73 | 1165,89 | |
σHmaxр , МПа | 2576,65 | 1879,08 | 1397,91 | 1118,75 | 1081,98 | 879,48 | |
σHmax , МПа | 3643,93 | 2657,42 | 1976,94 | 1582,15 | 1530,14 | 1178 | |
σHlimM , МПа | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 | |
Ведомые зубчатые колёса | |||||||
№ колеса | Z2 | Z4 | Z6 | Z8 | Z10 | Z12 | |
ZH | 3,539 | 3,085 | 3,449 | 4,043 | 4,604 | 4,705 | |
εβ | — | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | — | |
Zε | 1 | 0,98 | 0,98 | 0,98 | 0,98 | 1 | |
KHα | 1 | 1,33 | 1,33 | 1,33 | 1,33 | 1 | |
Ψbd | 0,12 | 0,12 | 0,13 | 0,15 | 0,17 | 0,10 | |
Kβ0 | 1,05 | 1,05 | 1,055 | 1,06 | 1,03 | 1,04 | |
KHw | 0,96 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
KHβ | 1,048 | 1,05 | 1,055 | 1,06 | 1,03 | 1,04 | |
KHV | 1,17 | 1,20 | 1,29 | 1,35 | 1,39 | 1,20 | |
KHμ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
KHx | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
ПН, МПа | 77,38 | 45,24 | 23,72 | 15,44 | 10,53 | 70,33 | |
ПH limb, МПа | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | |
ZR | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
ПНР0 , МПа | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | |
NHO | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | 1,2∙108 | |
RH lim | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 | |
γi , % | 0,5 | 2 | 15 | 25 | 35 | 22 | |
KПH | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,021 | 0,01 | |
R1H | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | 4,44∙106 | |
LH , км | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | 2,16∙105 | |
NHE | 2,87∙106 | 1,44∙107 | 9,98∙107 | 3,62∙108 | 1,14∙109 | 3,83∙108 | |
KHL | 3,47 | 2,02 | 1,06 | 0,9 | 0,9 | 3,15 | |
σHР , МПа | 2290,93 | 1747,92 | 1266,19 | 1166,73 | 1166,73 | 1165,89 | |
σHmaxр ,МПа | 2419,06 | 1849,67 | 1339,33 | 1080,58 | 892,37 | 879,48 | |
σHmax , МПа | 3421,07 | 2615,83 | 1894,11 | 1528,17 | 1262 | 1178 | |
σHlimM ,МПа | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 | |
3.4 Проверочный расчет зубчатых колес привода дифференциала
Проверочный расчет зубчатых колес привода дифференциала производится аналогично пункту 3.3, данные расчетов занесены в таблицу 3.8
Таблица 3.8 Проверочный расчет зубчатых колес привода дифференциала
Расчет зубчатых колес на изгиб |
Определение контактных напряжений зубьев |
||||
№ колеса |
Z13 |
Z14 |
№ колеса |
Z13 |
Z14 |
ZV |
22 |
45 |
ZH | 3,085 | 3,085 |
Ku |
0,9916 |
0,9886 |
εβ | 1,09 | 1,04 |
YF0 |
3,00 |
2,67 |
Zε | 0,96 | 0,98 |
YF |
2,9748 |
2,6396 |
KHα | 1,33 | 1,33 |
εα |
1,02 |
0,99 |
Ψbd | 0,57 | 0,12 |
Yε |
0,99 |
1 |
Kβ0 | 1,13 | 1,05 |
KFα |
1 |
1 |
KHw | 0,98 | 1 |
Ψbd |
0,57 |
0,38 |
KHβ | 1,127 | 1,05 |
Kβ0 |
1,13 |
1,07 |
KHV | 1,18 | 1,20 |
KFw |
1 |
1 |
KHμ | 1 | 1 |
KFβ |
1,13 |
1,07 |
KHx | 1 | 1 |
KVΔ |
1,10 |
1,15 |
ПН, МПа | 46,69 | 45,24 |
KVe |
1,27 |
1,34 |
ПH limb, МПа | 20 | 20 |
KFV |
1,39 |
1,54 |
ZR | 1 | 1 |
KFμ |
1,05 |
1,05 |
ПНР0 , МПа | 20 | 20 |
KFx |
1,03 |
1,03 |
NHO | 1,2∙108 | 1,2∙108 |
σF , МПа |
657,04 |
436,68 |
RH lim | 9,6∙1011 | 9,6∙1011 |
σ0F lim , МПа |
420 |
420 |
KПH | 0,02 | 0,02 |
YR |
1 |
1 |
R1H | 4,44∙106 | 4,44∙106 |
KFC |
1,14 |
1,14 |
LH , км | 2,16∙105 | 2,16∙105 |
σFР0 , МПа |
478,8 |
478,8 |
NHE | 1,3∙107 | 1,44∙107 |
NFO |
4∙106 |
4∙106 |
KHL | 2,09 | 2,02 |
RF lim |
5,21∙1030 |
5,21∙1030 |
σHР , МПа | 1777,95 | 1747,92 |
γi , % |
2 |
8,3 |
σHmaxр , МПа | 1879,08 | 1849,67 |
KПF |
0,0025 |
0,0025 |
σHmax , МПа | 2657,42 | 2615,83 |
R1F |
7,81∙1025 |
7,81∙1025 |
σHlimM , МПа | 3800 | 3800 |
LF , км |
12,3∙104 |
12,3∙104 |
|||
NFE |
1,03∙106 |
4,06∙107 |
|||
KFL |
1,16 |
0,9 |
|||
σFР , МПа |
555,41 |
430,92 |
|||
σFmax , МПа |
1314,08 |
873,36 |
|||
σFlimM , МПа |
1800 |
1800 |
3.5 Расчёт валов
3.5.1 Предварительный расчёт валов
Расчёт первичного вала:
Принимаем стандартное значение диаметра под передний роликовый подшипник: dВпр = 50 мм.
Остальные размеры первичного вала принимаем конструктивно.
3.5.2Уточнённый расчёт первичного вала
Уточнённый расчет валов производим в соответствии с методикой [4]
Вычерчивают схему сил, приложенных к зубчатым колесам, с опорами вала. Определяют действующие силы на всех передачах.
Определяют реакции опор на всех передачах, действующие в вертикальной и горизонтальной плоскостях, и геометрически их складывают. Расчет на прочность и жесткость валов ведут по суммарным реакциям, действующим на вал на низших передачах коробки.
Строят эпюры изгибающих моментов и определяют наибольшие изгибающий Миз и крутящий Мкр моменты.
Определяют напряжения изгиба и кручения в сечении
где d – диаметр вала в рассчитываемом сечении; для участков со щлицами принимается внутренний диаметр щлицев. Для валов изготовленных из стали 40Х, допускаемое напряжение равняется 245…392 МПа
Определение реакций опор производится по общепринятой методике.
Результаты проверочного расчета первичного вала приведены в таблице 3.9
Результаты проверочного расчета вторичного вала приведены в таблице 3.10
таблица 3.9 – Поверочный расчет первичного вала
№ передачи |
R1, кН |
R2, кН |
Mx, Н∙м |
Mу, Н∙м |
M∑, Н∙м |
Mкр, Н∙м |
|
I |
37,93 |
4,05 |
709,3 |
1948,2 |
2073,4 |
1275 |
265 |
II |
13,61 |
14,56 |
1290,5 |
4153,4 |
4349,2 |
1275 |
294 |
III |
13,54 |
7,41 |
1357,2 |
2482,4 |
2828,2 |
1275 |
276 |
IV |
3,21 |
12,23 |
634,1 |
1465,4 |
1596,5 |
1275 |
254 |
V |
1,36 |
10,25 |
724,7 |
442,6 |
849,2 |
1275 |
248 |
VI |
0,68 |
9,73 |
155,6 |
373,5 |
404,6 |
1275 |
239 |
таблица 3.10 – Поверочный расчет вторичного вала
№ передачи |
R1, кН |
R2, кН |
Mx, кН∙м |
Mу, кН∙м |
M∑, кН∙м |
Mкр, Н∙м |
|
I |
16,40 |
95,07 |
2,51 |
71,54 |
71,58 |
5788 |
365 |
II |
38,32 |
31,66 |
1,4 |
5,1 |
5,3 |
3468 |
309 |
III |
17,46 |
28,44 |
2,4 |
2,6 |
3,5 |
2091 |
285 |
IV |
5,72 |
12,84 |
0,6 |
1,4 |
1,52 |
1198 |
263 |
V |
2,54 |
11,52 |
0,4 |
1,2 |
1,26 |
727 |
251 |
VI |
0,79 |
10,42 |
0,2 |
0,8 |
0,82 |
446 |
249 |
3.6 Расчет подшипников
Рисунок 3.1 – Обозначение подшипников.
Расчет подшипников производим в соответствии с рекомендациями [7]
При расчете подшипников на долговечность определяют эквивалентную динамическую нагрузку и приведенную нагрузку . После этого находят общую долговечность подшипника .
Эквивалентная динамическая нагрузка определяется по следующим зависимостям:
для роликовых радиальных
где – коэффициент вращения. , при вращающемся внутреннем кольце подшипника.
для роликовых радиально упорных
где X0=0,4, Y0=0,5 – коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок соответственно
Приведенная нагрузка
где – коэффициент температуры ;
– коэффициент материала. Для подшипников с внутренними и внешними кольцами ;
– коэффициент безопасности
– коэффициент внешних динамических нагрузок – для подшипников, расположенных рядом с фланцем крепления.
Общая долговечность подшипника (км)
где Q – динамическая грузоподъемность подшипника
– 3,33 – для роликовых подшипников
– число оборотов подшипника за 1 км пробега на той же передаче
– передаточное число участка трансмиссии от рассчитываемого подшипника до ведущих колес.
Результаты расчетов по формулам 3.47 – 3.51 приведены в таблицах 3.11 – 3.16.
Таблица 3.11 – расчет подшипников на первой передаче.
Подшипник №1 | |||
14,28 | 20,67 | 15200 | 3253 |
Подшипник №2 | |||
14,28 | 20,67 | 4250 | 5987 |
Подшипник №3 | |||
15,69 | 49,18 | 15200 | 3554 |
Подшипник №4 | |||
15,69 | 20,38 | 4250 | 6524 |
Таблица 3.12 – расчет подшипников на второй передаче.
Подшипник №1 | |||
10,32 | 14,23 | 11500 | 8562 |
Подшипник №2 | |||
17,25 | 20,38 | 4250 | 9987 |
Подшипник №3 | |||
10,32 | 14,23 | 11500 | 8554 |
Подшипник №4 | |||
17,25 | 20,38 | 4250 | 10524 |
Таблица 3.13 – Расчет подшипников на третьей передаче.
Подшипник №1 | |||
7,43 | 11,25 | 6950 | 24568 |
Подшипник №2 | |||
18,7 | 24,31 | 4250 | 25679 |
Подшипник №3 | |||
7,43 | 11,25 | 6950 | 26456 |
Подшипник №4 | |||
10,73 | 13,95 | 4250 | 27624 |
Таблица 3.14 – Расчет подшипников на четвертой передаче.
Подшипник №1 | |||
5,46 | 7,11 | 3975 | 41995 |
Подшипник №2 | |||
6,54 | 8,51 | 4250 | 43406 |
Подшипник №3 | |||
5,46 | 7,11 | 3975 | 46521 |
Подшипник №4 | |||
6,54 | 8,51 | 4250 | 48659 |
Таблица 3.15 – Расчет подшипников на пятой передаче.
Подшипник №1 | |||
4,42 | 5,75 | 2410 | 55462 |
Подшипник №2 | |||
6,62 | 8,73 | 4250 | 55862 |
Подшипник №3 | |||
4,42 | 5,75 | 2410 | 57241 |
Подшипник №4 | |||
6,62 | 8,73 | 4250 | 58960 |
Таблица 3.16 – расчет подшипников на шестой передаче.
Подшипник №1 | |||
3,79 | 4,93 | 1490 | 65823 |
Подшипник №2 | |||
3,85 | 5,05 | 4250 | 66429 |
Подшипник №3 | |||
3,79 | 4,93 | 1490 | 64259 |
Подшипник №4 | |||
3,85 | 5,05 | 4250 | 68672 |
3.7 Расчет шлицевых соединений
Выбранные соединения проверяют на смятие
где – передаваемый крутящий момент, Н∙м; – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями зависящий от условий работы и точности изготовления; – средний диаметр соединения; – число зубьев; – рабочая длина соединения; – допускаемое напряжение смятия.
Расчет шлицев шестерни первой передачи:
Расчет шлицев синхронизатора II–III передач:
Расчет шлицев синхронизатора IV–V передач:
Расчет шлицев синхронизатора VI передачи:
Расчет шлицев шестерни привода дифференциала:
3.8 Выбор смазки коробки передач
Смазывание зубчатых колес и подшипников в коробке передач и раздаточной коробке осуществляется разбрызгиванием.
Применяемое масло: ТСп-15к (до –300С), ТМ5-12РК (до –500С), заменитель – смесь масла ТСп-15к с 10…15% топлива А, З (до –450С).
Объем заливаемого масла: коробка передач – 5,5л, раздаточная коробка –1,5л.
Масло заливается через два контрольно-заливных отверстия, расположенных с правой стороны стенки картера и закрываемой пробкой. Слив масла осуществляется через два отверстия в нижней части картера, закрываемых пробками.
3.9 Инструкция по сборке коробки передач
Корпус картера коробки передач выполнен неразборным, поэтому сборка валов осуществляется последовательно. Первым в корпус устанавливается вторичный вал в сборе, крепятся крышки и стаканы подшипников, через регулировочные прокладки. Далее устанавливается первичный вал коробки передач и крепится на задняя крышка картера коробки передач. Через установочный лючок устанавливается шестерня задней передачи в сборе с игольчатыми подшипниками, ось фиксируется крышкой. Устанавливается картер раздаточной коробки затем регулировочная шайба, колесо привода спидометра и шестерня привода дифференциала. Затем устанавливается колесо привода дифференциала в сборе с дифференциалом. Следом устанавливается крышка механизма включения блокировки дифференциала в сборе. Далее крепится задняя крышка картера раздаточной коробки и задняя крышка подшипника раздаточной коробки в сборе.
В крышке коробки передач устанавливаются штоки переключения передач, на них крепятся ползуны и вилки переключения передач и фиксируются болтами, болты связываются проволокой. Рычаг переключения передач фиксируется установочным винтом, после чего устанавливается вал переключения передач, закрепив, вал установочный винт выкручивают. Устанавливают блокировочные шарики в крышку, после чего крепят крышку рычага переключения передач к крышке механизма переключения. Собранную крышку механизма устанавливают на коробку передач через бумажную прокладку. (Внимание! При установке убедиться, что вилки переключения передач попали в пазы синхронизаторов).
Соединить коробку передач с картером сцепления и закрутить 8 шпилек крепления.
Разборку производить в обратном порядке……………..
……………Экономическая эффективность внедрения новой техники находится из сравнения базовой модели, которая применяется в хозяйствах, и новой модели. За базовую модель принимаем УРАЛ-4320. В качестве новой модели выступает предлагаемый в данном дипломном проекте грузовой автомобиль.
Цель экономического обоснования — показать, что предлагаемая в дипломе конструкция, обеспечивающая улучшение ряда технических и эксплуатационных характеристик и показателей, экономически целесообразна к применению.
В результате внедрения в производство предлагаемого в данном дипломном проекте узла трансмиссии себестоимость автомобиля уменьшится на 6,1 %, при этом так же достигаются следующие технические преимущества:
1.Повышение КПД трансмиссии;
2.Упрощение конструкции;
3.Удобство управления;
4. Повышение безопасности при движении транспортного средства.
Показатели экономической эффективности внедрения новой конструкции приведены в табл.5.5.
Сравнительная калькуляция базового и проектируемого вариантов
Показатели | Базовый (Б) | Проектный (П) | Б-П |
Объем выпуска | 300 | 300 | |
Единовременные затраты, руб. | – | 226296 | |
Себестоимость производства и монтажа узлов, руб. | 200000 | 108852,21 | 91147,79 |
Экономия в год, руб | 27344400 | ||
Срок окупаемости единовременных затрат, дни. | – | 3 | |
Цена, руб | 1500000 | 1408852 | 91148 |
Понижение цены, % | 6,1 % |