Учебная работа. Сочинение: Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова
Имя Н. А. Некрасова неразрывно соединено в нашем представлении с фермерской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не сумел так понять душу народа, его психологию, высочайшие нравственные свойства. Стихи Некрасова заполнены могучим чувством соболезнования к собственному народу, его бесправной, подначальной судьбе, не малым желанием создать его будущее светлым и красивым. Некрасова именуют “певцом народного горя”. Его “кнутом иссеченная муза” служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права. Творчество Некрасова обхватывает значимый период российской истории. В его произведениях стает и крепостническая, и пореформенная Наша родина, в какой постоянным оставалось бедное и бесправное положение народа. Чем все-таки была родина для Некрасова? Идиллическим “дворянским гнездом”, с которым соединены светлые детские мемуары?
Нет! в молодости моей, мятежной и грозной,
Радостного душе воспоминанья нет…
К такому выводу приходит Некрасов в стихотворении “Родина”, памятуя о собственных детских годах, проведенных в отцовской усадьбе. На 1-ый взор, это стихотворение воспроизводит картины биографии поэта. Но они так типичны, что представляют собой обобщенный образ крепостной Рф. И создатель выносит ей собственный бесжалостный приговор. Атмосфера рабства влияла и на фермеров, и на их господ, обрекая одних на бесправие и бедность, остальных – на роскошь и праздность.
И вот они снова, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла посреди пиров, глупого чванства,
Разврата грязного и маленького тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью крайних барских псов.
На что все-таки уповает задавленный нуждой российский мужчина? один из вариантов ответа на этот вопросец мы находим в стихотворении “Позабытая деревня” (1855). В каждой из 5 строф этого стихотворения умопомрачительно емко и лаконически дана отдельная законченная картина из жизни “позабытой деревни”. И в каждой из их – людские судьбы, заботы и задачи: тут и просьба “бабушки Ненилы” починить избенку, и произвол “лихоимца скупого”, отрезавшего у фермеров “землицы косячок значительный”, и мечты Наташи и свободного хлебопашца о свадьбе и семейном Счастье. Все надежды этих людей соединены с предполагаемым приездом барина. “Вот приедет барин – барин нас рассудит” – этот рефрен проходит через все некрасовское стихотворение. Но зря фермеры уповают на справедливое и человечное отношение к ним барина. Ему нет дела до фермеров. Прошли годы, до этого чем они дождались барина, привезенного в гробу.
Старенького отпели, новейший слезы вытер,
Сел в свою карету – и уехал в Питер.
Этими заполненными горьковатой драматичностью строками завершается стихотворение, в каком явственно звучит идея о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб фермеров к господам. Данная тема находит продолжение в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” (1858), в каком создатель с большой обобщающей силой отрисовывают угнетенное положение российского народа. Перед очами лирического героя разыгрывается обычная сцена. Фермеры-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. “С выраженьем надежды и муки” обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая ничтожные крестьянские гроши.
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы…
Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная создателем, вызывает естественное чувство соболезнования к униженному, подначальному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты российского крестьянства, как смирение, покорность, права.
Описанный эпизод принудил лирического героя задуматься над сегодняшним положением российского народа, судьба которого находится в руках вельмож, почивающих в “шикарных палатах”. Обращаясь к этому влиятельному сановнику, создатель напрасно пробует пробудить в его душе добро, воротить ушедших фермеров. Но “счастливые глухи к добру”, – горестно констатирует герой. Вельможе и ему схожим безразлична судьба собственного народа, его мучения, тем наиболее, что российский мужчина привык вытерпеть. Создатель обращается с риторическими вопросцами к Волге, к родной земле, к народу. Смысл этих воззваний – в стремлении вывести люд из состояния духовного сна, поднять его на борьбу за наилучшее будущее, ибо он может освободиться лишь своими силами. Но в вопросце, обращенном к народу, звучат боль и колебание, напоминающие пушкинскую “Деревню”. Эх, сердечный!
Что все-таки означает твой сон нескончаемый?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже сделал, –
Сделал песню, схожую стону,
И духовно навеки почил?..
В “Стальной дороге” (1864) уже слышится уверенность поэта в светлом будущем российского народа, хотя он и дает для себя отчет в том, что эта красивая пора наступит нескоро. А в реальном в “Стальной дороге” стает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает создателю высказать собственный взор на люд в полемике с генералом, который именует строителем стальной дороги графа Клейнмихеля, а люд в его представлении – это “варвары, дикое скопище запивох”. Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших критериях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в молодом Ване, олицетворяющем юное поколение Рф, не только лишь жалость и сочувствие к угнетенному народу, да и глубочайшее почтение к нему, к его созидательному труду.
Благослови же работу народную
И научись мужчины уважать.
Люд в представлении Некрасова – это “сеятель и хранитель” российской земли, создатель всех вещественных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся сокрытые могучие силы, которые рано либо поздно вырвутся на простор. Потому Некрасов верует в то, что люд преодолеет все трудности и “широкую, ясную грудью дорогу проложит для себя”. Но, чтоб пришло это давно ожидаемое время, необходимо с колыбели внушать мысли о том, что Счастье – не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде. В “Песне Еремушке” сталкиваются два миропонимания, два вероятных актуальных пути, которые ждут еще пока несмышленого малыша. одна судьба, которую предсказывает ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к “привольной и праздной” жизни. Данной для нас холопской, лакейской морали противопоставлено другое интересы, которая заполнит жизнь высочайшим смыслом, подчинит великодушной цели.
С данной для нас ненавистью правою,
С данной для нас верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой…
“Песня Еремушке”, написанная в 1858 году, осталась животрепещущей и опосля официального освобождения фермеров. В “Элегии” (1874) Некрасов вновь ставит вопросец о судьбе народа: “Люд освобожден, но счастлив ли люд?” Нет, ему еще предстоит отстаивать свое Право на счастье, на достойную человека жизнь…
]]>