Учебная работа. Реферат: Скалярная проекция гиперкомплексных чисел
Введение.
При первой же попытке рассмотрения гиперкомплексных чисел в качестве основания для соответственной геометрии возникает желание отыскать в гиперкомплексных числах аналоги геометрических понятий. И одной из первых проблем становится поиск аналога скалярного произведения. Если в геометрии есть понятие соответствует в гиперкомплексных числах?
Рвение к общности определения наталкивается на ряд понятий, которые оказались введены в традиционном подходе в виде, как молвят студенты, “подгонки”. И скалярное произведение, и сопряжение, как оказывается, были введены в арифметику аксиоматически и аксиомы, использоваашие их определение, естественным образом подтвердили их характеристики, вытекающие конкретным образом из их определения.
Традиционная форма (билинейная форма) была применена, к примеру, в аксиоме Гурвица и тем было введено ограничение на набор рассматриваемых алгебр. Последующие пробы развития теории гиперкомплексных алгебр пошли не по пути рассмотрения параметров алгебр, образующихся методом удвоения и использования этих параметров, а по пути рассмотрения алгебр над полями со все наиболее глубочайшей их структуризацией.
Мне хотелось бы до конца узнать вопросец — что является аналогом скалярного произведения в гиперкомплексных числах и, сравнив два подхода, узнать, где находятся белоснежные пятна традиционного подхода. И робко представить направление исследовательских работ, которое может отдать, может быть, полезные в технике и физике результаты.
Скалярное же произведение в традиционной геометрии, определяемое в виде билинейной формы, к гиперкомплексным числам не подступает в общем случае, так как автоматом значит и требование билинейности квадрата модуля. А таковым требованиям отвечает наименьшая часть алгебр. Другие имеют определение 4-й степени модуля в виде 4-х линейной формы, либо, может быть, еще наиболее высочайшего порядка.
В данной статье и предпринимается попытка отыскания формально общего определения скалярного произведения в форме, допускающей его применение к таковым алгебрам с 4-х линейными формами.
1. Традиционный подход.
Возьмем на плоскости два вектора
Обозначим концы данных векторов соответственно через X и Y. Из формулы для расстояния меж 2-мя точками имеем:
откуда следует
Из этого равенства, если учитывать аксиому Пифагора, просто узреть, что нужным и достаточным условием перпендикулярности
Заметим, что если это рассуждение применить к векторам не на плоскости, а в пространстве, то получим условие перпендикулярности в аналогичной форме:
Формула (1) наводит на идея связать с каждой парой векторов
а в пространстве — число
Это число в геометрии именуют скалярным произведением векторов
а в случае места
Вышеприведенный ход рассуждений взят из книжки [1] и является собственного рода прототипом. Отмечу снова, что скалярное произведение вводится на базе аксиомы Пифагора, а не напротив, как время от времени пробуют обосновать ленивые студенты.
К главным свойствам скалярного произведения относят:
1)
2) (x,y) = (y,x)
3) (x,ky) = k(x,y) где k — хоть какое действительное число
4) (x,y+z)=(x,y)+(x,z)
При любом обобщении, как пишут Кантор и Солодовников, понятия скалярного произведения на n — мерный вариант лучше, чтоб характеристики 1) — 4) сохранили силу. Ввиду этого примем последующее определение.
Определение. Будем гласить, что в n — мерном векторном пространстве An
задано скалярное произведение, если каждым двум векторам x и y сопоставлено некое действительное число — обозначим его (x,y) — так, что выполнены характеристики 1), 2), 3), 4). Число (x,y) будем именовать скалярным произведением вектора x на вектор y.
В наиболее общем виде скалярное произведение определяется как
где
Величины
являются неизменными числами, зависящими лишь от избранного базиса. Таковым образом, если избран базис, то
Вышеприведенное традиционное определение скалярного произведения сыграло в арифметике собственного рода роль фундамента, при этом очень крепкого и основательного. И к большенному огорчению таковой подход не отдал результатов в финслеровых геометриях, когда величина вектора определяется не через билинейную форму, а через n — линейную.
2. Геометрическая трактовка проекции.
Для введения определения скалярного произведения в форме, допустимой к использованию, разглядим принцип формирования проекции и попробуем ее формализовать. Обратим внимание на обыденные вектора в 2-х либо 3-х мерном пространстве.
Проекцией назовем величину, равную расстоянию от начала координат до точки пересечения вектора A с перпендикуляром, построенным на него из точки B. сейчас представим для себя, что место — это место компонент гиперкомплексного числа, и означает выстроить перпендикуляр мы пока не можем, так как это понятие еще не определено.
Сейчас повернем оба наших аектора так, чтоб вектор A совпал с одной из осей. В этом случае проекция вектора B на вектор A определяется в особенности просто — нужно взять компоненту, подобающую оси X, и эта величина и будет проекцией.
Для того, чтоб этот способа работал в произвольно взятой системе гиперкомплексных чисел Кэли — Диксона, выберем в качестве таковой мотивированной оси для доворота действительную ось, так как в хоть какой алгебре Кэли — Диксона определена действительная компонента.
Отметим тот факт, что поворот должен осуществляться в плоскости, проходящей через действительную ось и мы можем применять механизм скалярно — пространственных поворотов, описанный в работе [2]. В случае использования алгебр, коммутативных по умножению, поворот быть может осуществлен так же, как на обыкновенной всеохватывающей плоскости, методом обычного умножения на оператор поворота.
3. Скалярная
Будучи примененным к вектору A, этот поворот должен отдать действительное число:
Нетрудно созидать, что этому уравнению удовлетворяет решение
Либо, по другому говоря, сам вектор A и задает оператор поворота, на который следует его повернуть, чтоб получить действительное число.
Применив этот оператор поворота к вектору B, получим:
И для того, чтоб получить проекцию, следует взять действительную часть вектора B’ и провести подобающую нормировку, так как обозначенным поворотом мы исказили величину модуля вектора B.
К числу очень принципиальных параметров скалярного произведения относится:
Потому, стремясь отыскать для гиперкомплексных чисел полную аналогию скалярному произведению, мы не будем применять нормировок. В этом случае определенное выше правило смотрится как:
И для варианта A = B перебегает в
Перечислим снова характеристики скалярного произведения в традиционном варианте и найдем соответствия им в случае гиперкомплексных чисел:
1)
2) (x,y) = (y,x)
3) (x,ky) = k(x,y) где k — хоть какое действительное число
4) (x,y+z)=(x,y)+(x,z)
Для первого характеристики вышеприведенное правило построения проекции не подступает, так как
Так как даже для тех алгебр, для которых
(x,x) = 0 лишь при x = 0
здесь следует создать обмолвку, что в гиперкомплексных алгебрах вариант эталонов совсем не является исключением, потому для скалярной проекции гиперкомплексных чисел полностью может быть снять это условие и разрешить
Разглядим 2-ое свойство скалярного произведения
(x,y) = (y,x)
В случае построения аналогии в нашем случае следует обосновать, что
Для этого докажем промежные равенства:
a)
b)
Для подтверждения равенства a) разглядим коэффициенты таблицы произведения надуманных единиц в алгебрах Кэли — Диксона:
где через
Таковым образом, в произведении
Обозначив через
Сопряжение
Для подтверждения промежного равенства b) разглядим также таблицу произведений надуманных единиц алгебр Кэли — Диксона:
Так как раскрыв произведение ab мы получим гиперкомплексное число, разглядим образование его реальной части. В нее входят:
— произведение реальных частей a и b.
— произведение схожих надуманных компонент a и b.
Так как для алгебр Кэли — Диксона недозволено получить реального числа из произведений
а две вышеприведенные составляющие не зависят от порядка сомножителей a и b, то, как следует,
Для подтверждения соответствия предложенной формы скалярной проекции второму свойству скалярного произведения просто преобразуем выражение:
Таковым образом, если скалярному произведению (x,y) сопоставлять
Соответствие предлагаемой формы скалярной проекции третьему свойству скалярного произведения проверяется конкретно: если k — действительное число, то
Для проверки соответствия четвертому свойству используем 2-ое и проверим:
(x,y + z) = (y + z,x) = (y,x) + (z,x)
Распишем скалярную проекцию:
Так как для алгебр Кэли — Диксона сложение определено покомпонентно, то для всех 2-ух чисел a и b:
Таковым образом, введенная нами форма скалярной проекции соответствует четвертому свойству скалярного произведения:
4. Гиперкомплексное произведение как ортогональное преобразование.
В обычном курсе векторной алгебры опосля введения понятия скалярного произведения вводится понятие ортогонального преобразования. Будем следовать классике. Преобразование именуется ортогональным, если скалярное произведение 2-ух векторов равно скалярному произведению их образов опосля преобразования. Обозначив преобразование вектора как F(x), получим:
(F(x),F(y)) = (x,y)
Ортогональным это преобразование именуется из-за того, что если (x,y)=0, то и
(F(x),F(y)) = 0
Другими словами если два вектора были ортогональны, то будут ортогональны и их образы опосля такового преобразования.
ясно, что ортогональное преобразование сохраняет и длину хоть какого вектора:
|F(x)| = |x|
В алгебрах гиперкомплексных чисел одним из видов преобразования является произведение гиперкомплексного числа x на другое гиперкомплексное число a. Покажем, что в случае |a| = 1 такое произведение задает ортогональное преобразование, либо что
и что при преобразовании
Для этого докажем равенство:
Re(abc) = Re(cab):
Потому выражение скалярной проекции равно:
Так как
Таковым образом, при задании преобразования числа x как умножения слева на число |a|=1 мы получаем ортогональное преобразование, сохраняющее модуль числа x и скалярную проекцию векторов ax и ay.
То же самое можно обосновать и для умножения справа на число a, где |a|=1.
5. Выводы.
Нам удалось отыскать для гиперкомплексных алгебр аналог скалярного произведения, введенного в векторной алшебре. Его удалось отдать в довольно общей форме, распространимой на ассоциативные гиперкомплексные алгебры Кэли — Диксона. Приобретенная форма на сто процентов соответствует четырем главным свойствам скалярного произведения. Проанализировав, в котором конкретно месте рассуждений мы отошли от традиционного варианта, нетрудно найти, что мы нигде не востребовали и не употребляли равенства:
Если б мы востребовали его выполнения, то мы естественным образом сузили бы набор рассматриваемых гиперкомплексных алгебр. Буквально так же, как это было изготовлено в аксиоме Гурвица: Неважно какая нормированная алгебра с единицей изоморфна одной из 4 алгебр — реальных чисел, всеохватывающих чисел, кватернионов либо октав. Наиболее того, равенство
Создатель уповает, что некая часть данной статьи может оказаться полезной и при работе с финслеровыми геометриями.
Москва, октябрь 2001.
Перечень литературы
1. И. Л. Кантор, А. С. Солодовников. Гиперкомплексные числа, М, Наука, 1973.
2. Е. А. Каратаев. Скалярно — пространственные повороты в кватернионах, HTTP://karataev.nm.ru/sclvec/index.html
]]>